Не для слабых духом.
Иногда я задумываюсь над тем, что такое для меня шахматы.
Увлечение, страсть или, как теперь говорят, хобби? Хотя слово «страсть» стоит довольно близко к правильному ответу, оно далеко не полностью раскрывает суть дела. Да, я не мыслю себе жизни без клетчатой доски и деревянных фигурок, то молчаливых, равнодушных и однообразных, а то красноречивых, темпераментных и резко непохожих одна на другую — в зависимости от того, по какому поводу, в какой ситуации вступаешь с ними в контакт. По-видимому, это страсть, временами пылкая, опаляющая, временами более спокойная. Страсть эта с детства овладела мной, и я что-то не замечаю, чтобы с годами она становилась слабее.
Но страсть — это только часть, пусть и большая, того, чем стали для меня шахматы. Я не просто наслаждаюсь игрой, не просто чувствую, что без шахмат мне трудно, теперь даже, наверное, невозможно жить. За десятки лет интенсивных занятий шахматами я поняла, что многим обязана им — некоторыми чертами характера, спортивными и творческими радостями, жизненным успехом, положением в обществе, возможностью повидать мир. Значит, если я не хочу быть неблагодарной, у меня есть перед ними определенные обязанности, серьезная ответственность, чувство долга.
Я понимаю, что слово «обязанность» содержит в себе оттенок чего-то не очень приятного. Обязана — значит, вынуждена, значит, что-то совершаю не вполне по своей воле. Что ж, мое положение жены, матери, хозяйки дома иногда вступает в противоречие, а порой даже и в конфликт с увлечением шахматами. Не боюсь признаться, бывало и так, что мне не хотелось садиться к шахматному столику, не хотелось раскрывать югославский «Информатор» с новыми турнирными партиями, с новинками дебютной теории. Но такие приступы хандры, безразличия к шахматам, вполне объяснимые и даже, наверное, закономерные, быстро проходили. Прежде всего, потому, что я заставляла, обязывала себя преодолевать их, помня, что как чемпионка мира несу за себя, за свои действия и уж особенно за свое отношение к шахматам безусловную ответственность.
Итак, увлечение, страсть и в то же время обязанность. Сочетание, контакт таких разнородных понятий дают неожиданную вспышку — призвание, ремесло, профессия. И здесь тоже все верно. И тоже верно лишь отчасти.
Призвание? Несомненно. По общему мнению — и я его разделяю — у меня спортивный, бойцовский характер. Этот характер воспитан главным образом шахматами, но вообще-то он «от бога». Я с детства любила спорт, борьбу, соперничество. Любила побеждать. Конечно, все любят побеждать, но людей моего типа стремление брать верх захватывает полностью, без остатка. Соперничество мне необходимо, оно подстегивает меня, будоражит, открывает путь к спортивному и творческому самоутверждению.
В детстве я соперничала в играх преимущественно с мальчиками — своими братьями и соседскими детьми. До сих пор у меня начинают гореть ладони, когда я вспоминаю, как семилетней девочкой я, стоя в воротах, отбила одиннадцатиметровый штрафной удар. Я по-прежнему люблю соперничать с сильным полом. И не только в настольный теннис или бильярд (каюсь, мне доставляет особенное наслаждение побеждать «гордых» мужчин, которые так не хотят признавать свое поражение). Я люблю встречаться с мужчинами и за шахматной доской, где они пока, безусловно превосходят нас, женщин.
Но почему мое призвание — именно шахматы, а, скажем, не гандбол или легкая атлетика? Конечно, я получила бы удовольствие и удовлетворение и от другой спортивной игры, того же, допустим, настольного тенниса. Но пусть простят меня представительницы других видов спорта — ничто не может идти в сравнение с шахматами. И не только потому, что «шахматы — слишком игра, чтобы быть искусством, и слишком искусство, чтобы быть игрой». Иначе говоря, не только потому, что шахматная игра своими творческими горизонтами, своими эстетическими особенностями, своей психологической глубиной намного превосходит другие виды спорта.
Шахматы не имеют себе равных и по чисто спортивным свойствам — непримиримости, ожесточенности, психологической напряженности борьбы. Первый чемпион мира Вильгельм Стейниц говорил своему биографу: «Шахматы не для людей, слабых духом. Шахматы требуют всего человека, полностью...»
Другой выдающийся чемпион Александр Алехин однажды заметил, что шахматная партия — это «вопрос нервов, индивидуальности и самолюбия».
Приведу точку зрения и еще одного крупнейшего авторитета — шестого чемпиона мира Михаила Ботвинника, который в беседе с гроссмейстером Сало Флором как-то признался, что матч на первенство мира отнимает год жизни...
Почему шахматная борьба требует — и берет! — от человека так много физических и психических сил?
Вспомните, есть ли какой-либо другой спорт, где соперники в полном одиночестве, без поддержки партнеров или тренеров, непрерывно противоборствуют на протяжении долгих пяти часов? А потом, если партия отложена, играют еще и в добавочное время!
Футболисты, находясь без мяча, получают передышку да и мяч, как правило, быстро отдают партнерам; хоккеисты каждые несколько минут уходят на отдых; баскетболисты, волейболисты, помимо возможности замены, а также отдыха в перерывах или при смене площадок, несколько раз в течение матча общаются во время минутных пауз с тренером; боксеры, сражаясь, как и шахматисты, один на один, тоже получают передышки и могут найти поддержку и сочувствие тренера. Только, пожалуй, теннисисты борются подолгу один на один, но лишь в исключительных случаях их единоборство длится четыре-пять часов, да и то им не возбраняется проявлять медлительность при смене сторон либо подаче, а если схватит судорога, и они получают право на небольшую паузу.
Шахматисты начисто лишены всех этих привилегий! У них нет партнеров, которым они могли бы передоверить ответственность за то или иное решение, им не разрешено общаться с тренером и вообще с кем бы то ни было, они могут позволить себе роскошь быть медлительными, но только за счет своего собственного времени, а если в ходе партии их схватит жестокая боль, как это бывало, например, с Михаилом Талем, когда он мучился от почечных колик, они могут лишь молча страдать, ерзая на стуле.
Но, может быть, шахматист получает желанную передышку в минуты, когда очередь хода за партнером? Увы, нет. Более того, именно в это время, особенно если ваша позиция вам не очень нравится, вы не только продолжаете обдумывать предположительный ход развития событий, но еще и испытываете дополнительное напряжение, пытаясь разгадать, какой же подвох готовит вам противник. Особенно, если вы сами увидели свою ошибку и мучаетесь в ожидании, обнаружит ли ее соперник.
А если ваша позиция хуже, вы явно проигрываете, а т вас устремлены сотни, а то и тысячи пар глаз — легко ли перенести это сфокусированное внимание зала? Помню, во время одного из матчей на мировое первенство, половина которого проходила в моем родном Тбилиси, я в примерно равном положении допустила непростительный промах, и моя позиция сразу стала тяжелой. В зале воцарилась мертвая тишина. В первых рядах сидели мои родные, друзья, соседи, которым я сама доставала билеты. Краем глаза я видела их бледные, расстроенные лица. Нетрудно догадаться, что и остальная часть публики в большинстве своем «болела» за меня. Я почувствовала, что густо краснею, и закрыла щеку ладонью, стараясь не глядеть в зал. Играть мне было трудно, внимание раздваивалось, я потеряла нить игры и, естественно, потерпела заслуженное поражение.
А как тяжко шахматистам именно оттого, что они ведут поединок в статическом положении! Как ни странно, но именно это неподвижное сидение особенно изматывает физически (не случайно шахматисты во время матчей на первенство мира теряют по 6—7 килограммов). Некоторые просто не выдерживают этой изнурительной неподвижности, как, например, Марк Тайманов. Я несколько раз наблюдала, как он, сделав ход, буквально бегал по сцене, бросая рассеянные взгляды на доски других участников турнира.
Правда, есть и такие неистовые бойцы, как, например, Лев Полугаевский, которые все пять часов игры сидят, уткнувшись глазами в доску и не видя ничего вокруг. Но и им это дорого стоит. У Полугаевско'го, когда он был молодым, как рассказывают, нередко от напряжения шла из носу кровь.
И среди шахматисток есть умеющие терпеливо просиживать за столиком все пять часов. Такой чуть ли не с детских лет была, например, Нана Александрия. Я сама не люблю отвлекаться ни на минуту, хотя и понимаю, что в порядке своеобразной психотерапии это полезно.
А цейтнот — этот вечный кошмар шахматистов! Сколько грандиозных замыслов, сколько великолепных партий, подлинных шедевров шахматного искусства было загублено лишь потому, что мастеру не хватило считанных минут, чтобы логически завершить свою идею. Ничего не поделаешь, обижаться не на кого, кроме как на самого себя: шахматы ведь слишком игра, чтобы быть искусством.
Благодаря цейтноту мне пришлось однажды увидеть редкое зрелище — как у человека волосы встают дыбом. Это было на чемпионате СССР 1967 года, проходившем в Тбилиси. В восемнадцатом туре Полугаевский играл белыми с Гуфельдом. Завязалось острейшее сражение. Полугаевский попал в цейтнот и просмотрел мат в два хода! Получив мат, гроссмейстер поднялся из-за стола, не отрывая от доски горящего взгляда, а волосы на его голове стояли торчком.
Есть и еще одна особенность, которая выделяет шахматы из других видов спорта, а с моей точки зрения, и приподнимает над ними. Как бы ни была сладостна победа для бегуна, велосипедиста или, допустим, боксера, она, даже если и достигнута с помощью умных тактических приемов, все же в первую очередь торжество его физической силы, тренированности мускулов, выносливости, резкости, быстроты реакции.
Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Я страстная любительница многих видов спорта, особенно футбола и баскетбола. Я спортсменка по характеру, по духу, все мои братья увлекались спортом. Я прекрасно понимаю, что в достижении победы в любом виде спорта большую роль играют моральные качества, сила духа, твердость характера, интеллект. Но в шахматах в силу их природы все эти человеческие достоинства, особенно интеллект, всегда играют важнейшую роль. Вот почему победа в шахматной партии доставляет особое, ни с чем не сравнимое духовное удовлетворение, а поражение, напротив, причиняет особую досаду.
Никогда не забуду, как залился счастливым смехом мой первый учитель Вахтанг Ильич Карселадзе, когда ребята из шахматного кружка Тбилисского Дворца пионеров рассказали ему подслушанный разговор тренера по борьбе со своими учениками.
— Это вам не шахматы! — кричал тот юным борцам на тренировке. — Здесь думать некогда!
— Это вам не борьба,— говорил потом с улыбкой Карселадзе на занятиях своим питомцам. — Здесь надо думать, и хорошо думать! Что с того, что один борец положил на лопатки другого, — это значит всего-навсего, что он физически сильнее, ну еще, может быть, хитрее противника. А вот когда побеждает шахматист, и побеждает с помощью тонкого замысла, красивой комбинации,— это значит, что в этой партии он оказался умнее. Понимаете—умнее...
Итак, шахматы с клокочущей в них жаждой борьбы близки мне по духу, я нашла в них свое призвание? Наверное, и это правильно. Но шахматы — это не только романтические вихри комбинационных замыслов, не только эффектные жертвы фигур и пешек, заставляющие восхищенно ахать зрительный зал. Шахматы — это еще и томительная проза долгой и отнюдь не увлекательной реализации лишней пешки или малозаметного петиционного перевеса. Шахматы — это и трудовые будни, когда приходится месяцами, что там — годами, десятилетиями копаться в одних и тех же дебютных схемах, стараясь выискать какие-то новые тропинки в насквозь исхоженном лесу. Вот почему здесь уместны и такие несколько режущие слух в применении к шахматам слова, как «ремесло», «профессия».
Да, в известном смысле шахматы — мое ремесло, моя профессия. Слово «ремесленник» в применении к людям творческого труда приобретает одиозный смысл, но, по-моему, фундаментом творчества должно быть все же ремесло, определенная техника, школа. Нельзя стать большим шахматистом, не овладев, допустим, техникой разыгрывания окончаний. В шахматах техника иногда бывает настолько утонченной, как, допустим, в партиях Роберта Фишера, Василия Смыслова или Анатолия Карпова, что сама становится своего рода искусством. Впрочем, разве произведения ремесленников, скажем гончаров, не бывают на грани искусства?
Женщинам пока не удается добиться того, чтобы их шахматная техника была на грани фантастики, как это встречается у сильнейших гроссмейстеров, но, так сказать, шахматным ремеслом, определенным и довольно высоким уровнем чисто технического мастерства, дебютных знаний, умения разыгрывать окончания мы, конечно, обладаем. Ремесло — это тоже не простая штука, в нем надо непрерывно совершенствоваться, его надо обновлять — упорной работой, тренировкой, упражнениями.
Что касается профессионализма, профессионального подхода к шахматам, то он возник не случайно. Если в прошлом веке, когда шахматная теория развивалась на ощупь и только в конце столетия нашла своего пророка, философа и систематизатора в лице Вильгельма Стейница, еще можно было, подобно немецкому учителю гимназии Адольфу Андерсену или польскому коммерсанту Шимону Винаверу, заниматься шахматами, не отрываясь от своих основных занятий, то сейчас при бурном развитии теории, при огромном количестве всевозможных дебютных схем и вариантов, при заметном росте так называемого среднего класса игры, любительский подход к шахматам неминуемо выродится в дилетантство. Наш век — это век углубленной специализации во всех сферах науки и творчества, и шахматы в этом смысле не являются исключением. Тот, кто хочет добиться в шахматах выдающихся успехов, должен отдаваться им полностью. Стейниц прав. Шахматы, если человек ставит перед собой великую цель, требуют предельной самоотдачи, они не терпят «совместительства».
И все же, признавая, что занимаюсь шахматами профессионально, я не могу считать себя стопроцентной профессионалкой. Я работаю ассистенткой на кафедре методики языка и литературы Тбилисского института иностранных языков. Мои жизненные, а в некоторой степени и профессиональные интересы связаны с углублением познаний в английском языке. Это тоже важная часть моего бытия, хотя она и не в силах конкурировать с шахматами.
Так что же такое для меня шахматы? Думаю, что самой точной будет такая формула: шахматы — это дело моей жизни. Именно так — дело жизни, которому я посвятила себя с детских лет, о чем не жалею.
Наверное, на свете есть немало людей, которые, привеlись им начать жизнь сызнова, избрали бы совсем другой путь. Я повторила бы все от начала и до конца. Это не значит, конечно, что я всем удовлетворена, кое-какие «варианты» я бы, разумеется, улучшила, но в целом характер, стиль моей жизненной партии были бы такими же.
Я никогда не испытывала и, надеюсь, не испытаю разочарования в шахматах, какое доводилось испытывать некоторым выдающимся мастерам. Беспокойная жизнь деревянных фигурок вот уже множество лет доставляет мне спортивное, творческое и эстетическое наслаждение. Я произношу эти слова будучи шахматной королевой, но убеждена, что не изменю своего отношения к шахматам и тогда, когда мне придется уступить трон кому-либо из более молодых и сильных соперниц.
Существует легенда, будто выдающийся русский шахматист Михаил Чигорин перед смертью сжег свою доску с шахматными фигурами. Скорее всего это только легенда. Но и окажись это правдой, Чигорина можно было бы понять: его шахматная судьба была трагична. Как бы ни сложилась моя дальнейшая шахматная жизнь, я убеждена, что не брошу свои шахматы в огонь...
Однажды, в то время, когда 17-летняя Нана Александрия стала первый раз чемпионкой СССР, что вызвало в Грузии всеобщее восхищение, один не в меру возбужденный болельщик сказал мне:
— Если Нана станет претенденткой номер один, вы, наверное, уступите ей свое звание без борьбы?
Я ответила ему с подчеркнутой холодностью:
— И не подумаю об этом! Если Нана или какая-нибудь другая претендентка выиграет у меня матч, то лишь в упорнейшей борьбе...
Да, будет именно так. Но если мне и придется уступить, а я понимаю, что это когда-нибудь должно случиться, то и в этом случае я не буду иметь никаких претензий к шахматным фигуркам, не буду испытывать разочарования, тоски.
О том, за что я люблю шахматы, о том, какими они видятся мне, как я овладела их тайнами, а также о тех, кто помог мне в этом, и о тех, с кем мне приходилось вступать в единоборство, я и расскажу в этой книге.
Перейти к 2-й главе "Партия жизни"