Пример 8. Упущенное поле для шаха
Смыслов Василий — Таль Михаил,
Загреб—Белград, 1959
Ход белых
Быстро оказавшись в безнадежной позиции, молодой Михаил Таль всеми силами стремился создать осложнения. Естественно, Смыслова это немного возмущало, но принесло успех юному претенденту.
38.Фе5??
Визуальное впечатление — отличное. Ход кажется настолько сильным, что черным пора сдаться. Осознание роковой ошибки приходит лишь после ответа черных. Согласно воспоминаниям очевидцев именно такова и была реакция Василия Васильевича Смыслова во время этой партии.
Казалось бы, что может быть естественнее и убедительнее? Выигрывало не столь уж очевидное 38.Фh2! еЗ+ 39.КрgЗ+- Но как решиться отправить короля вперед? Ведь размен ферзей, казалось бы, неизбежен, а значит, не следует придумывать ненужные тактические хитрости.
38... Лg1+! 39. Крh2
Лишь тут белые обнаружили вариант 39. Крхg1 Фd1 + 40. Крg2Фf3+! Только так. И белому королю не спастись от шахов.
39... Лh1+! 40. Крg2 Лg1 +
[1/2:1/2]
Что же произошло? Смысловский принцип «Вилка, связка, шах» дал сбой. Я уверен, что в этой позиции Василий Васильевич его не применял, мысленно поставив уже себе выигрыш в этой партии. Это было ошибкой.
А что было бы, если бы шах на f3 белые обнаружили перед своим фатальным промахом? Тогда, конечно, ход 38.Фh2 был бы найден — Смыслову он был более чем по силам.
Квадрат Декарта также был уместен. Перед централизующим выпадом ферзя вопрос №1 «Что будет, если это произойдет?» мог удержать ферзя от опрометчивого, хотя и заманчивого, прыжка в центр. Вопрос № 2 «Что будет, если этого не произойдет?» позволял отыскать неочевидный выигрыш.
И вот еще какой момент. Смыслов — игрок ярко выраженного классического стиля, он всегда предпочитал игру по центру. Ход ферзя на е5 абсолютно соответствовал его, так сказать, эстетическому взгляду на шахматы. К тому же он лишь год назад утратил звание чемпиона мира и считал себя игроком огромной силы (основания к тому были). Поэтому дерзкая, «противозаконная» игра Таля сбивала его с толку. Кстати, в итоге именно Таль выиграл этот турнир претендентов, сыграл матч за звание чемпиона мира против Михаила Ботвинника и выиграл этот матч. Трудно утверждать, что это произошло бы, если бы Смыслов заметил вечный шах!
читать следующую главу