ООО «Шахматы», Санкт-Петербург,
тел: +7-905-223-03-53

Партия № 320

Пирц — Алехин

Блед, 1931


Вот как выглядит дерево выполненных нами расчетов (рис. 10).Блоки 5-7. Отступления черного ферзя на 13-м ходу позволяют белым рассчитывать на уравнение.
Продолжение 13... Л:d5! 14.. Ф:d5 C:d1 ведет к затяжному эндшпилю с лишней пешкой у черных. Лучший путь —13... Лd5! 14. Ф:d5 СаЗ! обеспечивает черным выигрышную позицию.

В партии было:
13. ... Лd8 : d5!
14. Фd2 : d5 Cf8—аЗ!
15. Фd5—ЬЗ Cg4 : dl
16. ФbЗ : аЗ Фf6 : f2
17. ФаЗ-dЗ Cd1—g4
Это сильнее, чем 17... Лd8 18. Kh3!
18. Kg1-f3
Чтобы на 18... Лd8 ответить 19. Фе2!
18. ... Cg4 : f3
19. ФdЗ—f5+ Крс8—b8
20. Фf5 : f3 Фf2—е1+
21. Крс1—с2 Лh8—с8
22. Фf3— g3+ Ке6—е5+
23. Крс2—bЗ Фе1-d1+
24. КрbЗ—аЗ Лс8-с5
Белые сдались. Их король угодил в матовую сеть.
Подбор учебных позиций производится в индивидуальном порядке — тот, кто чувствует себя недостаточно искушенным в тактических тонкостях, должен поначалу выбирать примеры попроще. Не обязательно брать позиции миттельшпиля — задачи и особенно этюды могут служить хорошим материалом для тренировок. В идеале работу надо построить так, чтобы любое соприкосновение с шахматами, будь это совместный анализ или разбор интересной партии, использовалось не только в целях повышения стратегического мастерства, но и для отработки алгоритма выбора хода. А. Котов писал /23/: «Ни один гроссмейстер не упустит
помещенную в газете задачу или этюд, он обязательно решит его, равно как и отыщет скрытую комбинацию в учебном примере. Это просто привычка, как на оселке, регулярно оттачивать своё шахматное оружие».
После нескольких занятий и проверки вырабатываемых
концепций в практических партиях читатель может обнаружить, что базовый алгоритм нуждается в уточнениях и дополнениях. Иногда хороший ход-кандидат мы находим только после углубления в тактические особенности позиции, в процессе изучения других продолжений. В ряде случаев при выборе хода мы должны использовать результаты,
полученные нами ранее и т. п. И все же отработка базового алгоритма приносит огромную пользу. Уже одно то, что мы приучаем себя ненадолго задуматься, хладнокровно оценить возможные ходы-кандидаты в противовес узкой увлеченности одной идеей, усиливает нашу игру. Попробуйте организовать последовательный перебор
возможных продолжений в практической партии без подготовки, без предварительных тренировок — и вы убедитесь, сколь непростой может оказаться эта задача для нашего привыкшего к другому образу действий мышления.
Впрочем, после того, как мы добились определенной дисциплины и упорядоченности а нашем шахматном мышлении, следует подумать о совершенствовании процесса тренировок. Для этого мы
должны сформировать и отрабатывать на тренировках новую модель алгоритма выбора хода, более совершенную, чем базовая. Эта новая модель разрабатывается в соответствии с уже известными нам принципами формализации, но главная задача — приблизить ее к тому, что мы фактически должны делать во время практической игры. Хотя втиснуть в прокрустово ложе формальной логики весь сложный процесс выбора хода нам не удастся и при новой модели, все же мы получим возможность тренировать новые логические операции мышления и этим самым сделаем шаг вперед. Не перегружая новую модель чересчур сложными или второстепенными деталями, мы должны увеличить в ней число логических блоков, представить более точно их взаимосвязи и постараться учесть при этом наши вкусы, сильные и слабые стороны. Такая модель будет носить индивидуальный характер, она может содержать, например, блоки «фантазия», «тактика» и т. п.
Шахматистам, желающим избавиться от грубых одноходовых просмотров, будет полезен совет А. Котова/23/:
«Для борьбы с этим серьезным бичом (просмотрами — авт.)

3333
Бениамин Маркович (Блюменфелъд— авт.) вывел следующее правило, которое я позволю себе назвать правилом Блюменфельда.
Закончив расчет вариантов, ...нужно прежде всего записать предполагаемый ход на бланке. Именно прежде, чем сделать ход! <...> Записывая ход на бланке, вы тем или иным способом отвлекаетесь от далекого мира будущей вашей партии, которому вы отдали полчаса драгоценного времени, и возвращаетесь в мир настоящий, к позиции, стоящей на доске. И когда вы, записав ход, вновь посмотрите на расположение фигур, это уже не будет взгляд, устремленный в будущее: вы станете смотреть на позицию глазами присутствующего в турнирном зале бойца, человека, осязающего реальность, ясно представляющего себе заботы настоящего момента.
Это был ваш первый шаг возврата в действительность. Но даже тогда еще не пере двигайте на доске фигурку, не торопитесь. Потратьте, еще одну минуту — потом вы об этом не пожалеете — и взгляните на позицию глазами начинающего, так, будто вы не гроссмейстер, а начинающий шахматист. Мат в один: ход мне не грозит? А в два? Ферзь мой не под боем, а ладьи? Не зеваю ли я пешку? Такая элементарная проверка позиции наверняка избавит вас от просмотра на первом ходу я явится надежным подкреплением к только что законченному глубокому исследованию позиции».

336

Рис. 11. Модель алгоритма выбора
хода с контрольными блоками
Блюменфельда
Если теперь внести рекомендуемую А. Котовым
«антипросмотровую» поправку в базовую схему (рис. 7), получим (рис. 11);
Маленькая поправка может предупредить большие неприятности. Причём не только в партиях неопытных шахматистов, но и в соревнованиях самого высокого уровня.

№ 321. Т. Петросян - Бронштейн

Амстердам 1956

336 2

Черные, находясь в безрадостной позиции, последним ходом напали на ферзя соперника. Случилось невероятное:
36. Ke4-g5?? Kf5 : d6

Белые сдались. Они, понятно, не записывали свой ход на бланке, прежде чём его сделать.
Упорядочение процессов выбора хода отнюдь не означает обезличивания шахматиста как индивидуума. Напротив, устранение просмотров придает партии цельность, а время, которое раньше затрачивалось на порой хаотичное метание от хода к ходу, на дублирование одних и тех же логических операций, с совершенствованием алгоритма выбора хода используется для более полного проявления творческой
индивидуальности играющего, глубокого проникновения в особенности конкретной позиции, поиска оригинальных решений и создания высокохудожественных шахматных произведений.

  читать следующую главу    

 

ООО «Шахматы»

Санкт-Петербург

время работы с 10-00 до 19-00

тел. 983-03-53 или 8-905-223-03-53

 SKYPE - Piterchess

 ICQ - 229-861-097

 VIBER: +79052230353

 info@64ab.ru