ООО «Шахматы», Санкт-Петербург,
тел: +7-905-223-03-53

32. Даже не думай!

После победы на чемпионате мира среди юношей 1978 года Сережу Долматова и меня пригласили сыграть в Кутаиси на Мемориале Карселадзе - замечательного тренера, создателя грузинской женской шахматной школы. Выступили мы неплохо, разделили первое место с гроссмейстерами Бухути Гургенид- зе и Анатолием Лутиковым.

Два молодых грузинских шахматиста Азмайпарашвили и Ге- деванишвили хотели выполнить норму мастера. Некоторые участники были приглашены в Кутаиси, чтобы им помочь, понятно, за вознаграждение. Едва ли случайно, что сильные мастера Подгаец, Оснос и Лернер проиграли обоим соискателям.

Однажды я был в номере у Лернера с Подгайцем. Вдруг туда заглядывает Гедеванишвили, видит меня и говорит:

-Я попозже зайду!

Цель визита мне, конечно, была понятна. Один из участников турнира Геннадий Зайчик позднее рассказал, что к нему обратился Гедеванишвили за советом: как бы найти «подход» к Дворецкому?

-Даже не думай, забудь об этом! - ответил Гена.

Мы с Сережей оба обыграли Гедеванишвили, и ему мастерская норма не покорилась. В отличие от более сильного и талантливого Азмайпарашвили, который добился ничьих против нас с Долматовым и стал мастером.

Холмов

В Кутаиси играл Ратмир Дмитриевич Холмов - сильный гроссмейстер и очень хороший, порядочный человек, который, однако, сильно выпивал. После одного из «похмельных» поражений Холмова ехидный Гуфельд изрек: «Текст этой партии должен быть вывешен во всех вытрезвителях Советского Союза!»

Широко известна байка о том, как Ратмир Дмитриевич разыграл однажды черными дебют таким образом: 1.е4 Кс6 2.d4 b6 3.Кf3 е5. Когда белые побили на е5, Холмов удивленно посмотрел на доску и задумчиво произнес:

-Надо же, сколько раз играл защиту Грюнфельда, и никогда такой плохой позиции не получал!

Похожий случай произошел на моих глазах. Партия Купрейчик - Зильберштейн на командном первенстве СССР 1978 года в Тбилиси игралась на следующее утро после банкета, в ходе которого оба партнера «приняли на грудь» немало. Возникла позиция шевенин- генского типа. В какой-то момент Зильберштейн сыграл d6-d5 и отошел в сторону. Купрейчик ответил е4-е5. Вернувшись, Валерий удивленно уставился на доску:

-Что такое? Вроде бы, играл сицилианку, так почему тут стоит эта чертова французская?

С Холмовым я познакомился на матче СССР - Югославия 1975 года в Одессе, куда меня направили в качестве тренера. Мы тогда жили в одном номере.

150

Холмов- сеансер

В юности Холмов попал на несколько месяцев в лагеря. Потому был он очень осторожен, боялся власти и, конечно же, терпеть ее не мог. Однажды я опубликовал в журнале «64 - Шахматное обозрение» резкую статью против Суэ- тина - одного из «шахматных генералов», извлекавшего из своего явного и скрытого сотрудничества с властью немалую личную выгоду Ратмир Дмитриевич при встрече сказал мне:

-Молодец, всё ты правильно написал! Так и надо!

Незадолго до смерти Ратмир Дмитриевич подошел ко мне на «Аэрофлот-опене» и неожиданно спросил:

-Слушай, ты ведь со мной ведешь в счете?

Действительно, я одну партию у Холмова выиграл, остальные закончились вничью. Но почему он
об этом вспомнил? Похоже, ему просто захотелось сказать мне что- то приятное.

 читать следующую главу

ООО «Шахматы»

Санкт-Петербург

время работы с 10-00 до 19-00

тел. 983-03-53 или 8-905-223-03-53

 SKYPE - Piterchess

 ICQ - 229-861-097

 VIBER: +79052230353

 info@64ab.ru