Два огромных секрета. Секрет первый.
Экс-чемпион мира Василий Васильевич Смыслов прожил долгую жизнь, сыграл много отличных партий и уже Экс-чемпион мира Василий Васильевич Смыслов прожил долгую жизнь, сыграл много отличных партий и уже в весьма зрелом возрасте демон стрировал чудеса шахматного долголетия. Однако в этой книге из всех со кровищ его шахматной мысли наибольшее внимание мы уделим краткой и внятной, как воинский приказ, формулировке: «Вилка, связка, шах». Что это значит? — вправе спросить читатель. Это и есть магическая формула, на протяжении многих лет помогавшая Смыслову избегать грубых прома хов за доской и сохранять сравнительно ясную голову в любых осложнениях.
Мне не удалось узнать, сам ли Василий Васильевич придумал ее, или автором является кто-то другой. Но это, в общем, и неважно. Авторитет Смыслова достаточно велик, чтобы к этой «детской» фразе отнестись вполне серьезно. Под вилкой, вероятно, можно иметь в виду любое двойное нападение (то есть без обязательного участия коней и пешек). Если происходит тройное нападение (такое тоже бывает), то пусть и оно для простоты будет вилкой.
Почему так мало слов? Дело в том, что чем меньше слов, тем легче их запомнить. Особенно это важно для детей. Иначе могут начаться сомнения на тему: не забыл ли я чего-то, такой ли порядок размышлений и тому подобные отвлекающие мысли. В этом случае вреда от формулы может оказаться больше, чем пользы.
В своей тренерской деятельности я не раз убеждался, что простое повторение этих трех слов, доведенное до автоматизма, помогает даже слабым игрокам сохранять некоторое хладнокровие и более или менее точный расчет. По крайней мере, фигуры под удар подставляют реже, чем могли бы. Речь, конечно, идет о мысленном повторении, а не о шепоте за доской и уж тем более не о выкрикивании, способном напугать оппонента и других участников турнира.
По меньшей мере в половине случаев эти тактические приемы (вилка, связка, шах) оказывают решающее влияние на исход борьбы в турнирах невысокого уровня. До многоходовых дебютных дуэлей или состязания стратегических концепций большинство участников таких соревнований попросту не доросли.
Однако и в поединках сильнейших такое происходит регулярно, особенно в условиях острого недостатка времени — цейтнота. Бывает, что обоюдные (то есть с обеих сторон) ошибки следуют непрерывной цепочкой, изумляя комментаторов и других наблюдателей.
Переходим от рассуждений к практике.
Итак, «Вилка, связка, шах». Как с этим работать? Частями, поэтапно. Любую большую задачу следует разделить на небольшие составляющие, иначе ничего не получится. Как бы ни был человек голоден, не следует съедать арбуз или курицу целиком. Их надо аккуратно нарезать и поглощать разумными порциями. Иначе вместо пользы можно нанести существенный вред здоровью, да и продукты пропадут зря. То же самое — и с первым секретом. Итак, переходим к подробностям.
Пункт первый
Вы мысленно произносите: «Вилка». И смотрите на доску. Ваша главная забота в этот момент — поиск вилки или двойного удара. По всей доске. Забудьте обо всем, ищите вилку. За себя и за противника тоже. Пусть даже если их, вилок и всяческих двойных-тройных ударов, нет в настоящий момент, вы сможете отыскать скрытую возможность для этой вилки (двойного удара) при стечении обстоятельств, пусть и маловероятном. Нашли что-то — поставили в уме «галочку». Запомнили это. В дальнейшей игре вполне может пригодиться. Если нет никакой вилки, оставьте эту мысль и переходите к пункту второму.
Пункт второй
Далее работаем по теме «Связка». В сложных позициях их зачастую можно отыскать сразу несколько. Они могут быть разными: временными, «мертвыми», диагональными, горизонтальными, вертикальными. Есть еще несколько разновидностей, ну да ладно. Если связок нет, то ищем такое развитие событий, при котором они могут появиться. В сложной позиции вариантов может быть немало. Наша задача — проверить их на тему возможной связки.
Ищем и за себя, и за противника. Учитываем, запоминаем. Тут же изучаем возможности от связок избавиться — на всякий случай, может пригодиться и это. Такое размышление помогает самому избежать участи оказаться под связкой и повышает шансы поймать на связку противника. Если связка мнимая (смотрите, скажем, пример номер один), то ее игнорирование может круто изменить рисунок игры. Если же она реальна, возможны материальные потери, а то и матовая атака.
Пункт третий
Далее ищем «Шах». Любой, который возможен сейчас или же когда-нибудь станет возможен. Для чего? Для полноты картины, для расширения представления о позиции. Интересно, что довольно часто даже сильные игроки, рассчитывая варианты, упускают из вида возможные шахи. Был реальный случай, когда в расчетах белые в поединке двух гроссмейстеров мирового класса в ответ на шах ладьей с поля сЗ задумали его защитить своей ладьей с поля f3. «Ну и что?» — спросите вы. Перекрытие, все нормально. Да, но при этом белый король располагался на аЗ. Перекрытие оказалось фантастическим и невозможным. Пришлось менять планы, но позиция уже оказалась безнадежно испорченной.
Случалось, что видные гроссмейстеры рокировали из-под шаха или же забывали о том, что король противника уже ходил. (Смотрите на эту тему пример из партии Таль — Ларсен.) Или еще не ходил, поэтому сделанная оппонентом рокировка оказывалась ужасным сюрпризом, потому что король дерзко сбегал из атакованного центра.
Так что упущенные из вида шахи могут быть большой помехой! Поэтому все мыслимые и немыслимые шахи (в том числе, может быть, приводящие к мату или пату) должны быть также поставлены на наш мысленный учет. Особенное внимание — двойным и вскрытым шахам. Нередко они переоцениваются в расчетах именно ввиду их непредсказуемости.
читать следующую главу