Пример 26. Первобытная доверчивость
Запата Алонсо — Ананд Вишванатан,
Биль, 1988
Исторический курьез. Ананд, весьма сильный молодой игрок, будущий чемпион мира, невероятно рано — на пятом ходу — просмотрел фигуру! Как такое могло быть? Разберемся.
1.е4 е5 2.Кf3 Кf6 3.Кхе5 d6 4.Кf3Кxe4 5.Кc3
Ход черных
5... Сf5??
Визуальное впечатление — не может быть, чтобы так просто. Через несколько секунд появляется решение.
Незадолго перед этой партией двое гроссмейстеров уже разыгрывали этот вариант (называть их имена не хочется, но это известные, сильные игроки), и после размена на е4 дело вскоре закончилось ничьей. Колумбиец действует точнее.
6.Фe2!
[1:0]
Оказывается, угрожает d2-d3, а если ферзь встанет в оппозицию на е7, белый конь прыгнет на d5. Корректнейший юноша сдался немедленно.
Что же случилось? Тогда не было компьютерных проверок, и компьютеров не было почти ни у кого. А вот объем шахматной информации был уже немаленький. Поэтому нередко играли то, что уже применяли сильные гроссмейстеры. Но на проверку качества новых идей далеко не всегда находилось достаточно времени и сил. Очевидно, Ананд доверился авторитету партии-первоисточника, потому что его квалификации при критическом подходе с избытком хватило бы для поиска опровержения.
Вообще-то не всегда есть возможность все подготовить и в наши дни, сюрпризы неизбежны. Ход ферзя на е2 найти вполне реально, и не грех в каждом дебюте мысленно шептать «Вилка, связка, шах». А также «Что будет, если это произойдет?» Без оглядки на авторитеты, хотя и хочется на них надеяться. Всегда думайте сами и тщательно проверяйте любой замысел. Грустный маленький шедевр номер двадцать шесть — поучительный пример для игрока любой квалификации.
читать следующую главу