Пример 87. Неуместный сброс материала
Аронян Левон—Пономарев Руслан,
Лозанна, 2001
Ход черных
Левон пожертвовал пешку. Компенсация за нее велика — у белых есть сильные возможности по большой черной диагонали и в центре. Однако зевок черных свел интригу в этой партии к нулю.
21...КЬ2?
Визуальное впечатление — конь не справится с защитой фланга!
Руслан явно впал в панику. Жизненно необходимо было цепляться зубами за бастионы на ферзевом фланге: 21....Cb5! 22. Kb1 Фа5! 23. ЛЬЗ (черные получают преимущество после 23. а4 КаЗ!+) 23... Кd7 24. f4 f6, все неясно. У белых, безусловно, не хуже, но и черные вовсе не обречены.
22.Схb2
Сильно и 22. Фс2±
22...Фxb2 23. Лb1
Достигая материальных выгод.
23...ФхсЗ 24. ЛхЬ8+ Крg7 25.Фb2
И через десять ходов черные сдались.
[1:0]
Выводы и предположения.
Человеку свойственно в подобных неустойчивых позициях переоценивать роль атаки, искусная защита очень нелегка. Предполагаю, что Аронян также считал позицию черных очень трудной. Возможно, что так оно и есть на самом деле. Однако немедленного поражения за черных не видит даже компьютер. К тому же игрок обязан ставить максимальные трудности перед противником даже в позициях, которые защищать не хочется. Что такое прыжок коня на b2 — зевок или жест отчаяния, я не понял.
СПБ помогала отыскать вариант из комментариев, заставляющий белых решать непростые задачи на пути к реальному преимуществу.
читать следующую главу