ООО «Шахматы», Санкт-Петербург,
тел: +7-905-223-03-53

8.8. Отработка алгоритма выбора хода

Предыдущий материал содержит достаточно серьёзные аргументы в пользу того, что практическая сила игры шахматиста в наибольшей степени зависит от совершенства его алгоритма выбора хода, и в частности от главной составляющей алгоритма—умения быстро и точно рассчитывать варианты.

 Процессы выбора и счета отличаются, во-первых, своей сложностью—если роль, например, открытых линий и центра можно понять, скажем, за месяц, то для того, чтобы существенно развить счетные способности, может не хватить и нескольких лет. Во-вторых, эти процессы отличаются чрезвычайной ответственностью: при позиционном упущении мы попадаем в несколько худшую позицию с возможностью дальнейшей борьбы, а просчет, даже в лучшем положении, обычно ведет к немедленному поражению.
Обратимся к примеру.

№ 319. Л. Чентурини

330
Что может быть проще этой позиции? Но выигрыш найдет лишь тот, кто умеет рассчитывать варианты:
1. Cd8—h4 Крс6—b5!
Намечалось Ch4—f2—а7—b8, и пешка «b» проходит в ферзи. Черные не допускают слона на а7.
2. Ch4—f2 Kpb5—а6
3. Cf2—с5! Ch2—g3 
Ходить можно только слоном.
4. Сс5—е7 Кра6—Ь5
Король спешит обратно, к полю с7.
5. Се7—d8 Крb5—с6
6. Cd8—h4! Cg3—h2
7. Ch4—f2.
Ловкий фокус! Слон все-таки попадает на а7, и белые выигрывают.
М. Ботвинник /1/: «Хосе-Рауль Капабланка ... всегда был для меня кумиром. <...> Его феноменальный алгоритм поиска хода в те молодые годы, когда он обладал удивительным быстродействием при счете вариантов, делал его непобедимым (выделено —авт.)». Как мы видим, здесь с совершенством алгоритма выбора хода и расчета связывается сила игры одной из самых легендарных личностей в истории шахмат.
Т. Петросян (накануне матча на первенство мира 1966 г.) /47/: .«Все эти высокие «материи»—стратегия и бесчисленные дебютные тонкости, которыми мы занимались,— не главное. Решать судьбу матча будут прежде всего наши расчетные рефлексы в игре. Как говорится, кто лучше будет делать «ты туда, а я сюда». Комментарии излишни!
Ранее отмечалась сложная, диалектически противоречивая
природа процессов человеческого мышления, связанных с выбором хода. Так, интуиция, которой все мы в той или иной мере пользуемся, помогает принять решение в динамичных, неопределившихся ситуациях и она же способствует бессистемности в мышлении, ставит силу игры в прямую зависимость от нашего эмоционального состояния. Механизмы анаксиоматизации и гиперанаксиоматизации, позволяющие схватить суть позиции и выделить главное, в то же время содержат в себе зародыши субъективизма, недооценки одних важных факторов и переоценки других, менее важных. Отображение позиций, как существующих, так и могущих возникнуть на доске, в сознании шахматиста в виде образов есть главный компонент счета вариантов, но эти же образы могут стать главной помехой при счете. Углубившись в детали, мы, вероятно, нашли бы и другие подобные примеры.
Коль скоро природа допускаемых шахматистом ошибок столь глубока, одно только их осознание может не привести к. заметным положительным сдвигам в игре. Необходима долгая, упорная и кропотливая тренировочная работа по совершенствованию алгоритма выбора хода. Как ни странно, большинство шахматистов предпочитает совершенствоваться исключительно путем изучения дебютов, эндшпилей, основ стратегии, комбинаций и других подобных элементов. Не потому ли практическая сила многих, несмотря на тренировки, долгое время остается на одном уровне, а ряды «вечных» перворазрядников и кандидатов в мастера постоянно пополняются?
Для нашей самостоятельной работы нужно, прежде всего, выбрать богатую комбинационным содержанием позицию из партии мастеров или гроссмейстеров. Поставим себе задачу—найти сильнейшее продолжение, но, и это самое главное, постараемся отвлечься от наших прежних методов выбора хода и будем строго и пунктуально следовать базовому алгоритму. При этом особое внимание нужно уделить тренировке  счета, все ходы-кандидаты, равно как все рассчитываемые варианты, нужно тщательно запоминать, а лучше всего — записывать. До окончания расчетов ни в коем случае не следует передвигать фигуры! Сделав выбор, мы должны проверить его качество. Здесь нам на помощь придут комментарии к партии, а также сам ход поединка. Мы можем разыгрывать на доске намеченные варианты, проверять и перепроверять выполненные ранее оценки и, конечно, анализировать причины допущенных ошибок. С каждой новой рассмотренной позицией их будет становиться все меньше!
Нечто подобное было испробовано на тренировках А. Котовым еще в 40- х годах /23/:
«Я избрал метод, показавшийся мне тогда наиболее рациональным. <...> Выбрав из турнирных сборников партии наиболее острые, протекавшие в бурных комбинационных осложнениях, я принялся разыгрывать их на доске, но только особым способом. Дойдя до кульминационного пункта борьбы — момента, когда возникают самые разнообразные разветвления, я прекращал читать примечания. Первая задача, какую я ставил себе
— самому разобрать все могущие возникнуть варианты. При этом я старался так настроить себя, будто и впрямь сам сижу за шахматным столиком на сцене турнирного зала. <...) Подобные расчеты вариантов с прикрытыми листком комментариями приносят огромную пользу для совершенствования техники расчета. <...> Вскоре я понял, что мастеру недостаточно лишь скрупулезно точно, по- бухгалтерски рассчитывать
варианты. <...> Я знаю шахматистов,  которые при обдумывании анализируют огромное число вариантов, поэтому регулярно попадают в цейтнот и... теряют все плоды трудов своих.
Чтобы этого избежать, я старался рассчитывать максимальное
количество вариантов, записывал их, а потом определял, какие достойны внимания в условиях турнирной игры, а какие можно для экономии времени и сил опустить. Обычно этот вопрос мастера решают чутьем, интуитивно. Но интуицию надо вырабатывать в себе».
Как признал позднее А. Котов, его метод дал ему гораздо больше, чем он ожидал. Еще бы — за год с небольшим не хватавший звезд с неба первокатегорник завоевал гроссмейстерское звание!
Рассмотрим характер тренировочных занятий на примере.

№ 320. Пирц — Алехин
Блед, 1931

332
Последовательно проходим по блокам базового алгоритма (см. рис.7):
Блок 1. Тактические особенности позиции: у черных под ударом ферзь, у белых — ладья, существует скрытое напряжение по линии «d». Краткая стратегическая характеристика расположения белых: мощный конь на d5, лишняя пешка, но налицо отсталость в развитии и ненадежно укрытый король. У черных: перевес в развитии, два слона, имеющие открытые диагонали, лучшее расположение короля. Высокая интегральная активность черных фигур должна, по меньшей мере, компенсировать недостающую пешку.
Блок 2. В планы белых входит срочное завершение мобилизации. Черные же должны препятствовать этому и попытаться использовать свой перевес в активности с максимальной энергией. Предмет их устремлений — неприятельский король или хотя бы восстановление материального равенства. Не исключено, что в их распоряжении имеются тактические удары.
Блок 3. Заслуживают внимания отходы ферзя 13... Фе5 или 13... 13.. .Л:d5.
Блок 4. При отступлениях черный ферзь попадает на неустойчивую позицию. Если 13... Фе5, то 14. Kf3, а на 13... Фg6 возможно 14. Kge2 с угрозой 15. Kef4. В последнем случае после 14... Сb4 (14...Кb4 15. ФсЗ+) 15. ФdЗ Cf5 16. Фс4 белые успевают развернуть силы.
Лучше 13...Л:d5! 14. Фd5 C:d1 15.Фd1 Ф:f2. Как жаль, что белые могут здесь разменять ферзей: 16. Фg4+ f5 .(16... Крс7 17. Фf4+) 17. Фе2 Ф:е2 (17... Фh4 18. Kf3 Фе4 19. Kd2, и главные опасности позади) 18. С:е2 или 18. К:е2. Хотя черные, продолжая 18 ... Сс5, добиваются материального перевеса, возникает затяжной эндшпиль, выиграть который непросто.
Но не будем спешить со взятием ладьи на 14-м ходу. Вспомним, что цель нашей тренировки— упорядочить процессы мышления, упорядочить счет, и подумаем о других ходах-кандидатах. Последовательно рассматривая ресурсы атаки, находим 14... СаЗ! с двумя угрозами:
15.. . Ф:Ь2Х и 15... Лd8. Вновь приступим к расчету:
1) 15. Ьа ФсЗ+ (полезный промежуточный шах) 16. Крb1 Лd8 17. Ф:d8+ K:d8, и у белых нет средств парировать 18...C:dl или 18....Cf5+.
2) 15.Лd2 С:b2+! 16.Л:b2 ФсЗ+ 17. Крb1 (17. Лс2 Фа1+ 18. Kpd2 Лd8) Фе1+ 18. Крс2 Лd8 с неотразимой атакой.
3) 15. ФbЗ C:d1 16. Ф:аЗ Ф:f2. Стоп! Для экономии времени здесь можно прервать счет. Черные отыграли пешку, сохранили большой перевес в развитии и стоят на выигрыш.

333
Рис.10 Дерево расчета вариантов по партии

  читать следующую главу    

ООО «Шахматы»

Санкт-Петербург

время работы с 10-00 до 19-00

тел. 983-03-53 или 8-905-223-03-53

 SKYPE - Piterchess

 ICQ - 229-861-097

 VIBER: +79052230353

 info@64ab.ru