ООО «Шахматы», Санкт-Петербург,
тел: +7-905-223-03-53

Комбинационное зрение— способность шахматиста видеть возможность комбинации. Это ценнейшее качество, без которого трудно рассчитывать на успех в шахматных сражениях.

Основоположники отечественной шахматной школы М. Чигорин и А. Алехин, стремившиеся в своем творчестве к инициативе, атаке и контратаке, обладали острейшим комбинационным чутьем. «Чигорин, — пишет М. Ботвинник, — был величайшим мастером атаки. Он обладал превосходным комбинационным зрением и исключительной интуицией в острых, сложных положениях.

Алехин — шахматист с редчайшим комбинационным зрением. Думаю, что ни у одного известного нам шахматиста не было такого комбинационного зрения».

Для стремящегося к совершенствованию шахматиста развитие комбинационной зоркости такое же непременное условие его роста, как и умение рассчитывать варианты и знание теории.

Слабость комбинационного зрения намного суживает творческие возможности шахматистов, а для многих из них является «ахиллесовой пятой».

Научиться находить комбинации гораздо труднее, чем выучить многие теоретические варианты, овладеть основами эндшпиля. Вместе с тем овладеть комбинационным искусством— дело увлекательное и заманчивое. Кто из молодых шахматистов не мечтает о блестящих комбинациях! Как же развить свои комбинационные способности? Прежде всего, надо систематически изучать образцы комбинационного творчества, стремясь познать идеи комбинационной борьбы. Только после тщательного и длительного изучения разнообразных комбинационных ситуаций развивается способность чувствовать, когда на доске могут появиться предпосылки для них. Постепенно разовьется комбинационное зрение — «изюминка» шахматного творчества.

Комбинационная зоркость нужна шахматисту не только для проведения своих комбинаций. Не менее важно вовремя заметить и комбинацию, подготовляемую противником.

Приступая к изучению комбинаций, надо иметь в виду, что из бесконечного множества их запомнить можно только самую незначительную часть. Другое дело — изучение идей комбинаций. Это вполне доступная и важная для роста шахматиста задача. Однако, несмотря на многовековую историю развития шахматной теории, вопросу исследования элементов комбинаций, причин их возникновения, классификации идей и т. п. не уделено должного внимания. Такое положение привело ко многим еще нерешенным теоретическим вопросам. В своей работе «Комбинации в миттельшпиле» (1966 г.) заслуженный тренер СССР гроссмейстер И. Бондаревский приходит к выводу, что комбинация-это форсированный маневр или форсированные маневры, связанные с жертвой.

Почти аналогичное определение комбинации дал М. Ботвинник: «Комбинация есть форсированный вариант с жертвой». А. Котов считает эту формулировку неточной. Исходя из того, что часть комбинаций осуществляется без жертв, он приводит в качестве примера известную партию Рети-Алехин (Баден-Баден, 1925 г.). Признавая, что дать полное, исчерпывающее определение комбинации крайне трудно, Котов рекомендует для практических целей формулировку П. Романовского: «Комбинация есть вариант (или группа вариантов), на протяжении которого обе стороны делают вынужденные ходы и который заканчивается объективной выгодой для активной стороны».

ООО «Шахматы»

Санкт-Петербург

время работы с 10-00 до 19-00

тел. 983-03-53 или 8-905-223-03-53

 SKYPE - Piterchess

 ICQ - 229-861-097

 VIBER: +79052230353

 info@64ab.ru