Одинокий король.
Всю жизнь я любил шахматы, — начал свой рассказ мистер Ньюмен, — хотя мне и не дано было глубоко проникнуть в их таинства. Но по-настоящему я начал уважать это сложнейшее и загадочное искусство лишь после знакомства с Александром Алехиным. Почему? Даже трудно ответить. Может быть, сказалась сила личности Алехина, и на меня подействовал тот дух аристократизма, мудрости и творческого горения, который был свойствен моему несчастному русскому другу.
Мистер Ньюмен улыбнулся. Его большая голова с пышной, серой от седины шевелюрой склонилась набок. Внимательный, изучающий взгляд его умных глаз выражал доброжелательность и какую-то мягкую мудрость. Я невольно вспомнил, как тепло отзывались мои знакомые музыканты об этом крупном педагоге, скрипаче-исполнителе и искреннем друге нашей страны — в трудные двадцатые годы он не раз устраивал концерты в помощь голодающим Поволжья Стало понятно мне также, почему этот сердечный и общительный человек является столь желанным гостем Москвы, почему именно его включили в состав жюри Международного конкурса имени Чайковского.
— Судьбе было угодно забросить меня в последним год второй мировой войны в португальский городок Эсториаль, в тридцати километрах от Лиссабона, — продолжал свой рассказ мистер Ньюмен. — Что сказать об этом маленьком, но известном на Западе курортном местечке? Летом, во время купального сезона, жизнь здесь бьет ключом, зимой — тишина и безмолвие. В дождливые зимние дни красоты Эсториаля не привлекают; куда приятнее сидеть в теплой комнате.
Мистер Ньюмен пробежал взглядом по обстановке номера гостиницы, где мы с ним встретились. Из раскрытого окна доносился шелест автомобильных шин, по проспекту Маркса и улице Горького во все концы растекались людские потоки.
— В общем время было грустное, — продолжал мистер Ньюмен. — Я давал уроки, очень уставал и спешил в «Парк-отель», чтобы хоть немного отдохнуть. Изредка прогуливался по набережной, вдоль пустынного в зимнее время пляжа. Пронизывающий океанский ветер забирался под плащ, леденил тело, бросал в лицо песчаную пыль. Всякий раз, когда я возвращался в «Парк-отель», меня поджидал там Алехин. Он мучился, изнывал от одиночества, за целый день ему буквально не с кем было словом перемолвиться. Ужасное состояние! Португальский чемпион Люпи впоследствии поведал мне историю Алехина. Если не возражаете, я постараюсь передать вам его рассказ и свои впечатления, но заранее извиняюсь, если буду неточен в деталях...
В январе сорок первого года, рассказывал мне Люпи, португальские шахматисты получили извещение о том, что впервые в истории к ним в страну приезжает шахматный чемпион мира. Они были обрадованы и взволнованы. Заказали лучшие комнаты для Алехина и его супруги в «Палас-отеле» Эсториаля. В распоряжение гостя предоставили автомобиль.
Туманным февральским утром местные шахматисты пришли в порт встречать судно из Буэнос-Айреса. Еще задолго до того, как корабль пришвартовался, на верхней палубе можно было видеть стройного, улыбающегося мужчину Он держал на руках двух котов. Алехин очень любил животных, — пояснил мне мистер Ньюмен. — Вы знаете это?
— Да Он говорил, что людей любит меньше — мало видел от них ласки.
— Одного из котов звали Чесс — шахматы по-английски.
— Знаю... А в «Парк-отеле» он держал кошек? — спросил я мистера Ньюмена.
— Куда там! Он себя-то с трудом мог прокормить! Но продолжаю: Алехин удивил тогда португальцев блеском, доброжелательностью, постоянной готовностью помочь молодым игрокам. Позже они хорошо познакомились с его привычками во время сеансов одновременной игры. Он всегда выступал в строгом вечернем сюртуке из лучшего английского материала, жесты его были несколько театральны, и не удивительно: я слыхал, что в молодости он хотел стать артистом кино.
Сеансы изматывали Алехина. После каждого круга он пил чашку кофе. Его величавая жена-англичанка сидела в углу и что-то невозмутимо вязала, в то время как котята играли с клубками. «Будь осторожен, — шептала она проходившему мимо Алехину. — Ты пьешь слишком много кофе».
Увы, в последние годы жизни Алехин, к сожалению, пил не только кофе, — вздохнул мистер Ньюмен.
— А раньше?
— Он говорил: это наследственная болезнь... Пробыв две недели в Португалии, — продолжал Ньюмеи, — Алехин уехал. Немного спустя узнали: он стал лейтенантом французской армии. Потом пришло письмо с просьбой пригласить его в Португалию. На сей раз он приехал один. Уже не было у него ни номеров в «Палас-отеле», ни автомобиля. Жена его предпочла остаться во Франции для спасении дома, как выразился Алехин, «научно разграбленного фашистами».
Португальцы полагали, что он бросил пить еще в тридцать пятом году, но однажды утром он заявил: «Подождите меня», — ушел в кафе и долго не возвращался. Послали посыльного; перед Алехиным стояла бутылка портвейна, он опустошал ее стакан за стаканом...
В другой раз его попросили посмотреть позицию в одной партии. Он заказал бутылку вина и. лишь после того как выпил стакан, начал анализ партии. «Это конец, — решили знатоки, — даже дитя может его обыграть». Но Алехин выиграл еще много турниров — так велик был его талант.
В сорок третьем году прибывшие на станцию Дижон шахматисты увидели только что приехавшего высокого, худого человека. Движения его были как у автомата. Это был Алехин. Как он изменился! Вместо гордого, осанистого мужчины с уверенными, плавными жестами актера на перроне стоял призрак, чьи руки, когда он говорил, в слабости искали ваших рук, как бы требуя подтверждения: «Вы понимаете?! Можете вы понять, что я говорю?»
— Конечно: война, плен, тяжелая жизнь в фашистской оккупации подорвали его здоровье, — вставил я, воспользовавшись паузой в рассказе Ньюмена. — Потом скарлатина: в пятьдесят лет заболеть детской болезнью!
— Этого я не знал, — удивленно повел плечами рассказчик. — Теперь я еще лучше понимаю, почему тогда, в Эсториале, Алехин был в состоянии крайнего физического упадка. Мы часто беседовали с ним то в фойе отеля, то на прогулках. Иногда я заходил в его маленький номер, но чаще он посещал меня.
— «Парк-отель» гостиница богатых? — спросил я Ньюмена.
— Да, фешенебельная.
— Но у Алехина в те дни не было денег.
— Шахматисты позаботились о нем, сняли ему номер. Зимой отель все равно пустует, клиентов мало... И все-таки понять всю глубину падения Алехина можно было, лишь увидев его в те дни. Вот уже двадцать лет прошло, а я и теперь содрогаюсь, вспоминая его состояние.
Мистер Ньюмен вздохнул, не в силах побороть охватившее его волнение. Затем продолжал:
— Увидев Алехина, я сразу понял передо мной человек, истерзанный ударами судьбы. У меня создалось впечатление, что сам Алехин полагает, будто жизнь его кончена, он должен просто автоматически, под влиянием каких-то внешних сил, продолжать жить. Окружающий его мир давно перестал для него существовать, он целиком ушел в себя.
И пи одного близкого человека Только вечерами встречи со мной, а часты ли свободные вечера у музыканта? Да еще Люпи, но тому приходилось много разъезжать — жизнь шахматного профессионала нелегка.
Алехин проводил дни и ночи в кровати или бегал по маленькой комнатке, как в клетке. Туда-сюда, туда-сюда'
В отчаянии мы написали письмо его жене «Со времени приезда в Эсториаль ваш муж находится в ужасном состоянии. Больной, без денег, он живет фактически из милости в меблированных комнатах. Приезжайте скорее»
Дни летели за днями — никакого ответа! А Алехин все хуже, все слабее. К тому же он опять стал много пить.
— На что? У него же не было ни гроша.
— Дорогой мой, когда у человека ничего нет, а вокруг люди что-то имеют, всегда есть надежда получить подаяние. Хотя бы такой пустяк, как рюмку коньяку или стакан вина. Он же шахматный король. Каждый старался сделать так. чтобы Алехин хотя б на секунду да позабыл о своем несчастье И к вечеру обычно он становился совсем плох. А много ли ему было нужно для того, чтоб ослабеть.
Но меня всегда восхищало, что даже в минуты крайнего упадка Алехин оставался джентльменом! — воскликнул, изменив тон, мистер Ньюмен. — Да, да, именно джентльменом, человеком благородным. Голова его была гордо поднята, платье всегда в порядке, но, главное, какое-то лодку, поющее внутреннее достоинство... А в глазах отчаяние, тоска, которую он просто был не в силах скрыть.
— О чем вы с ним говорили? — спросил я, когда стер Ньюмен, отдавшись воспоминаниям, умолк.
— О шахматах, о музыке, о том общем, что есть в этих столь различных по форме искусствах... Помню, Алехин рассказывал мне, что первый неофициальный чемпион мира по шахматам Франсуа Фелидор был известным французским композитором. Говорил о Сергее Прокофьеве, его увлечении шахматами. Сказал, что в Москве в конце тридцатых годов был даже проведен его официальный шахматный матч со скрипачом Давидом Ойстрахом... Но чаще всего Алехин просил меня что-нибудь сыграть. Я брал скрипку и исполнял его любимое: Чайковского, Рахманинова. По душе ему были и старинные русские напевы. Слушая их, он, видимо, вспоминал далекое детство, свою родину. Мне хотелось помочь ему, вывести его из состояния мучительной ностальгии, избавить от страданий. Особенно ему нравилась одна старинная песенка. — И мистер Ньюмеи стал напевать: — «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан...»
Я подумал: кто на Руси не слыхал этой песни?! Еще моя бабушка, сидевшая зимой на теплых полатях, пела со; напевала и мать в спокойные минуты короткого вечернего отдыха, когда дети уже накормлены и закончена бесконечная домашняя работа. Теперь новая музыка как-то вытеснила эту незатейливую песню, но и сейчас сердце каждого русского невольно встрепенется при звуках знакомого с детства мотива.
— Так проводили мы долгие часы тех печальных зимних вечеров, — продолжал Ньюмен. — За окном ненастье бушующий океан, завывание ветра, тревожный шелест листьев и удары дождевых капель в стекла. В комнате нас двое. Полутьма. Я играю на скрипке, Алехин целиком уходит в воспоминания, навеянные музыкой... Никогда я не имел такого слушателя! Сидел он притихший, неподвижный; красивая голова свесилась на грудь, глаза прикрыты, ресницы мокрые. Алехин был сверхчувствителен, в нем была какая-то невероятная тонкость, и это особенно проявлялось в моменты, когда он слушал музыку... Что видел он, что рисовало его воображение. Родной дом, близких, мать, «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан»?
Мистер Ньюмен умолк и посмотрел на часы. Я приподнялся с кресла, чтобы уйти, но рука музыканта с гибкими пальцами удержала меня
— Не помню, когда я в последний раз видел Алехина, — вернулся к рассказу Ньюмен. — Я уже говорил: мне приходилось часто уезжать из Эсториаля. Но это злосчастное мартовское утро врезалось мне в память на всю жизнь. Я проснулся поздно и ждал в своем номере, когда мне принесут завтрак. Раздался стук в дверь, вошел официант. По его виду я почувствовал что-то неладное
«Вы больны?» — спросил я
«Н-нет, я здоров», — прошептал португалец, хотя губы его стали синими, а поднос в руках дрожал
«Что случилось»
«Алехин... умер».
«Алехин?! — воскликнул я, ошеломленный. — Когда? Как?»
«Синьор профессор .. это ужасно. Я принес ему завтрак... Он сидит за столом. Вчерашний ужин нетронут, хотя салфетку он уже заправил... Он мертв»
Я бросился в номер Алехина.
«Туда нельзя — преградил мне дорогу полицейский — Ждем судебно-медицинского эксперта. Нужно установить естественная ли это смерть. Что?.. В дверь посмотреть можно».
Я раскрыл дверь номера. Занавески еще были задернуты, горел электрический свет, хотя на улице вовсю светило солнце. На столе тарелки, рядом, на подставке для чемоданов, шахматная доска с расставленными фигурами. В кресле сидел мой друг: рука беспомощно свесилась вниз, красивая голова опустилась на грудь. Сидел он как живой, будто все так же упоенно слушал мою скрипку.
Не шей ты мне, матушка, красный сарафан.