Низкий поклон ветеранам.
Первая чемпионка мира чехословацкая шахматистка Вера Менчик трагически погибла 27 июня 1944 года во время воздушного налета на Лондон. После того как в марте 1946 года в Португалии внезапно скончался Александр Алехин, создалась необычная ситуация — впервые шахматный мир остался без чемпионов.
Мужчины решили свои проблемы в конце 1947 —начале 1948 годов, когда в матч-турнире пяти сильнейших гроссмейстеров мира Михаил Моисеевич Ботвинник доказал свое превосходство. Женщины определили сильнейшую чуть позже. В декабре 1949 года в Москве состоялось открытие мирового чемпионата, в котором привяли участие шестнадцать шахматисток из двенадцати стран, а в январе 1950 года лавровым венком была увенчана вторая чемпионка мира Людмила Владимировна Руденко.
Руденко очень много сделала для популяризации женских шахмат. Начав выступать еще в 1926 году, она принимала участие во множестве различных соревнований. Только в чемпионатах СССР Руденко, начиная с 1927 года участвовала семнадцать раз, причем пропустила лишь один! Я встречалась с Руденко, когда она уже по возрасту не могла оспаривать мировое первенство. Тем не менее, в отдельных партиях она и тогда еще могла блеснуть красивой игрой.
Руденко очень одарена от природы, но, поскольку свои первые шаги в шахматах она делала еще до революции, ей не удалось получить такую школу, какую получили шахматистки более поздних поколений, поэтому неудивительно, что в позиционном понимании, в некоторых стадиях борьбы Руденко уступала своим соперницам. Каким же талантом она должна была обладать, чтобы при этом одержать заслуженную победу в чемпионате мира!
Руденко типичный импровизатор. Она не упускает комбинационных возможностей и смело идет на обострения. Руденко хорошо считает варианты, и ее готовность к атаке в любой момент обескураживала многих соперниц. Именно поэтому Руденко была особенно сильна в турнирах со смешанным составом.
В чемпионате мира решающей, по существу, оказалась встреча Людмилы Руденко с другой талантливой советской шахматисткой Ольгой Рубцовой. Выиграв эту встречу в одиннадцатом туре, Руденко перехватила лидерство у соперницы (от которой до этого отставала на пол-очка) и не уступала его до конца турнира. В итоге Руденко набрала 11,5 очков из 15. Второй, отстав на очко, была Рубцова.
Чемпионат мира 1949—1950 годов был наивысшим взлетом в шахматной карьере Руденко. В 1953 году она уступила свой титул Елизавете Быковой, которая победила в матче со счетом 8:6. С моей точки зрения, по дарованию Руденко выше Быковой, однако результат матча был вполне закономерен, ибо Быкова безусловно превосходила свою противницу столь важными в матчевом состязании бойцовскими качествами, а кроме того, сумела навязать Руденко выгодную для себя позиционную борьбу.
Неудачно закончился для Руденко и матч-турнир на первенство мира в 1956 году, где играли также чемпионка мира Быкова и победительница турнира претенденток
Рубцова. Но не забудем, что в том турнире Руденко выступала уже в 52-летнем возрасте, когда ей трудно было выдерживать напряжение борьбы.
И, будучи чемпионкой мира и став потом экс-чемпионкой, Людмила Владимировна с удовольствием выступала в самых различных соревнованиях, вплоть до чемпионатов отдельных республик, отнюдь не беспокоясь о том, что это может нанести ущерб ее престижу. Общение с ней было для многих молодых шахматисток необычайно плодотворным. Когда, в частности, я, совсем еще зеленая шахматистка, встретила экс-чемпионку мира на командных соревнованиях, я была польщена тем, как мило и просто она себя держала со мной и другими юными участницами, а ее любовь к шахматам, которую она не могла бы скрыть, даже если бы захотела это, вызывала во мне волну симпатии.
Елизавета Ивановна Быкова, которая стала третьей чемпионкой мира, шахматистка совершенно иного стиля и характера. В отличие от эмоциональной Руденко, у которой многое зависело от настроения, от того, соответствует ли создавшаяся позиция ее вкусам, Быкова отличается редким хладнокровием, терпением, упорством. Она тоже, конечно, питает пристрастие к позициям определенного типа, в частности, таким, где можно оказывать на соперницу непрерывное давление, не рискуя при этом проиграть. В такой игре Быкова очень сильна, и тем, кто попадал под ее позиционный пресс, приходилось несладко. Быкова, повторяю, очень терпелива. Поэтому она никогда не спешила, не суетилась, как это делают иногда некоторые шахматистки, а медленно, но верно затягивала петлю.
В отличие от некоторых других шахматисток своего поколения Елизавета Быкова специально готовилась к встречам со своими соперницами, стараясь к каждой подобрать психологический ключик. С шахматистками острого комбинационного стиля она стремилась избирать схемы, которые приводили к упрощениям, после чего партия быстро скатывалась в эндшпиль. А в этой стадии борьбы, как и вообще в разыгрывании простых позиций, Быкова превосходила всех.
И наконец, одна из главных особенностей Елизаветы Ивановны, вытекающая из ее характера, — это умение терпеливо выжидать. Она играет в очень своеобразной, выжидательной манере. Шахматистки в шутку объясняли, как Быкова выигрывает свои партии: она делает рокировку, а потом ходит королем с поля g1 на поле h1 и обратно, выжидая, пока противница допустит ошибку.
В сущности, нечто подобное действительно происходило, только Быкова, конечно, ходила не королем с места на место, а маневрировала фигурами в глубоком тылу, выжидая, пока противница, усыпленная этими безвредными с виду передвижениями, слишком резко рванется на том или ином фланге и создаст у себя позиционные слабости. И тогда наступала расплата. А наказывать за позиционные ошибки Быкова умела превосходно.
Елизавета Ивановна выделялась колоссальным трудолюбием. Она много работала над своим совершенствованием, над изучением дебютной теории, эндшпиля и весьма преуспела в этом. В ее партиях мало эффектных комбинаций, ярких замыслов, и это создает коварную иллюзию того, что с Быковой можно позволить себе пойти на определенный риск. Но очень многие шахматистки пострадали от того, что несколько недооценивали особое дарование Елизаветы Ивановны, ее позиционное искусство, ее специфическую зоркость, позволяющую ей мгновенно видеть промахи соперницы.
Ко всему этому Быкова обладает фантастическим упорством, она не сдается даже в безнадежных позициях, выискивает малейшие возможности, чтобы осложнить задачу соперницы, и, случается, спасает иногда при этом пол-очка. В таких случаях она всегда открыто радуется, даже иногда посмеиваясь над соперницей, так как видит в этом не причуду фортуны, а справедливую награду за свое упорство.
Я считаю, что мне удалось сравнительно легко выиграть матч у Быковой еще и потому, что мы с Михаилом Васильевичем Шишовым полностью отдавали себе отчет в том, какая это сильная противница, особенно в матчевой борьбе. Хотя Быковой удавалось не раз побеждать в чемпионатах Советского Союза, а также занять первое место в турнире претенденток в 1952 году, я все же думаю, что благодаря свойствам своего шахматного стиля и человеческого характера Быкова была особенно сильна не в турнирной, а в матчевой борьбе. В 1953 году она выиграла матч у Людмилы Руденко.
Спустя три года в восьми круговом матч-турнире трех Быкова уступила свое звание Ольге Рубцовой, которая, набрав 10 очков, опередила Быкову на пол-очка (третьей с 4,5 очками была Руденко). Правда, в состоявшемся в 1958 году матч-реванше Быкова вернула свой титул, одержав над Рубцовой убедительную победу — 8,5 на 5,5. В следующем году Быкова победила очередную претендентку Киру Алексеевну Зворыкину с еще более внушительным перевесом — 8,5 на 4,5.
Елизавета Ивановна Быкова сделала очень много для развития женского шахматного движения. Это по ее инициативе шахматистки в годы Отечественной войны выступали в госпиталях с лекциями и беседами, давали сеансы одновременной игры. Ей принадлежит ряд книг, в том числе большой труд о советских шахматистках, а также интересное исследование о жизни и творчестве Веры Менчик.
Четвертая чемпионка мира Ольга Николаевна Рубцова, как и ее предшественницы, фанатично предана шахматам. Она выросла в семье, где любили шахматы, Рубцова вышла замуж за шахматного мастера А. Б. Поляка, а ее дочь Елена Фаталибековв уже в 17 лет выступала в первенстве страны, а затем и в турнире претенденток. В 1974 году Лена стала чемпионкой СССР.
Ольга Николаевна установила своеобразный рекорд — она 19 раз выступала в чемпионатах СССР, причем пять раз становилась первой! Кстати сказать, Рубцова была первой чемпионкой СССР — это звание она завоевала в 1927 году. В последний раз она приняла участие в чемпионате страны в 1965 году в возрасте 54 лет, на протяжении ряда туров лидировала, и только усталость помешала ей удержаться на завоеванных рубежах. Ольга Рубцова участвовала в чемпионате мира 1949—1950 годов, где заняла второе место, в трех турнирах претенденток и, как мы уже знаем, в матч- турнире трех, а также играла матч с Быковой. Вместе с Кирой Зворыкиной Рубцова участвовала в 1957 году в первой женской олимпиаде, где команда СССР одержала победу.
Убедившись, что ей уже трудно выступать в турнирах, Ольга Николаевна переключилась на игру по переписке, которая, кстати сказать, становится среди женщин все более популярной, и в 1972 году стала чемпионкой мира в этом виде шахматных соревнований.
Ольга Николаевна очень одаренная шахматистка. Хотя она обладает хорошим позиционным чутьем, а все же ее родная стихия — острокомбинационная игра, в чем у нее в ее лучшие годы не было равных. Я бы даже назвала Рубцову шахматисткой несколько романтичного склада. Как и Руденко, она не любит позиционную игру, а предпочитает фигурные сражения, причем старается создать атаку любой ценой, даже если это наносит явный ущерб ее позиции.
Ольга Николаевна обаятельный человек, с ней приятно играть и даже... проигрывать ей. В чемпионате страны 1964 года, проходившем в Тбилиси, я во встрече с ней потерпела поражение и не испытала при этом никакой горечи, так корректно и мило она себя держала.
С возрастом к шахматистам, а особенно к шахматисткам, приходит осторожность, стремление обезопасить свои укрепления. У шахматисток типа Рубцовой такая эволюция стиля бывает связана еще и с тем, что с годами способность к счету вариантов обычно снижается. С Рубцовой этого не произошло, она навсегда осталась верна своим идеалам и принципам. Поэтому в моих глазах Ольга Николаевна Рубцова всегда была и продолжает оставаться образцом преданного служения шахматному искусству, бесстрашным бойцом, смело идущим на риск, на жертвы во имя атаки.
В отличие от Руденко и Рубцовой, которые в шахматах являются в основном импровизаторами, делают упор на середину игры, три другие выдающиеся советские шахматистки — Валентина Михайловна Борисенко (Белова). Кира Алексеевна Зворыкина и Лариса Ильинична Вольперт прошли хорошую школу, изучили дебютную теорию, вообще были всесторонне подготовлены к ведению шахматной борьбы. Зворыкина, например, занималась у такого замечательного педагога, как Петр Арсеньевич Романовский, Вольперт постигала шахматную премудрость в Ленинградском Дворце пионеров, где ей многое дал известный тренер Владимир Григорьевич Зак.
Валентина Борисенко — одна из наиболее ярких и своеобразных шахматисток, каких я когда-либо встречала. Как правило, все те, кто познал горьковатую сладость шахматных побед, остается верен этой игре навсегда. Но никто, наверное, не любит шахматы такой беззаветной, самоотверженной любовью, как Борисенко. Шахматы значат для нее в жизни все, и это несмотря на то, что Валентина Михайловна необычайно интересуется искусством; находясь за рубежом, проявляет огромный интерес к быту и нравам людей, жадно читает. Но все ее интересы безропотно отступают перед неистовой любовью к шахматам.
Ее муж — известный мастер Георгий Константинович Борисенко считается одним из крупнейших теоретиков. Его эрудиция поразительна, он мог бы сделать себе карьеру как тренер, но Борисенко сопровождает свою жену на многие турниры, а если и остается дома, то жена каждый вечер ему звонит. Насколько могу судить, это очень счастливая пара: редко можно встретить супругов, которые были бы так связаны общими интересами.
Однажды в юные годы я играла в Свердловске в полуфинале чемпионата страны. В то время действовало странное правило, по которому женщины должны были выступать без тренеров. Так как я тогда была еще, по существу, девочкой и не имела не только турнирного, но и жизненного опыта, Шишов попросил Георгия Константиновича помогать мне в трудных случаях. Я отложила одну из партий в очень сложном окончании, и Борисенко пригласили меня к себе.
Боже, что я увидела в их квартире! Это было что-то среднее между шахматным музеем и шахматной библиотекой. На стеллажах во всю стену — шахматные книги, на столе, на стульях, на тумбочках — шахматные бюллетени, журналы и те же книги. Такого обилия шахматных книг я не видела ни до тех пор, ни потом. А на свободных местах стен — огромные плакаты, на которых крупными буквами начертаны заповеди. Например: «На е4—с5, на 2. КfЗ — еб!» И все это раскрашено разными красками — для большей наглядности и лучшего запоминания.
Подозреваю, что быт у Валентины Михайловны и Георгия Константиновича не очень устроен, мода их вряд ли интересует, питаются они так, чтобы тратит^ на приготовление еды как можно меньше времени, и при всем этом они по-настоящему счастливы, живут взаимными интересами, понимают друг друга с полуслова.
В тот раз, когда я расставила на доске свою позицию, супруги, едва взглянув на нее, быстро переглянулись. У Георгия Константиновича заблестели глаза, он с улыбкой посмотрел на жену: «Валя, ты помнишь?» Она с живостью ответила: «Конечно!» После этого они бросились к полке, схватили какую-то книгу, торопливо перелистали ее, и через несколько минут на другой доске стояла похожая позиция из какой-то партии, причем приведенный в книге анализ той позиции очень пригодился при разборе моей.
С супругами Борисенко связано немало забавных и в то же время трогательных историй. Во время турнира претенденток 1964 года в Сухуми я приехала туда отдохнуть, повидать приятельниц, немножко окунуться в атмосферу международного турнира, а заодно, не скрываю, и присмотреться к игре будущей противницы. Со мной был один из братьев — Мурад. Как-то он пришел около полуночи. Смотрю — улыбается. В чем дело? Мурад рассказал: «Гуляю по набережной и вижу — стоит под фонарем пара, склонились друг к другу, что-то разглядывают. Подошел ближе: это, оказывается, Борисенко изучают на карманных шахматах какую-то позицию...»
Однажды Валентина Михайловна и Георгий Константинович раскритиковали меня. Мы вместе находились на тренировочном сборе в подмосковном доме отдыха «Покровское» перед турниром претенденток 1961 года. В свободные часы я убегала с Таней Затуловской и другими девушками поиграть в волейбол, бильярд, настольный теннис, просто побродить. Супруги Борисенко же гуляли с карманными шахматами в руках. Как-то я наткнулась на них, и мне был устроен экзамен по истории шахмат. Увы, на многие вопросы я не смогла ответить.
И они стали корить меня за то, что я так безжалостно трачу драгоценное время, которое можно отдать шахматам. Когда я стала оправдываться тем, что нужны ведь и отдых, отключение от шахмат, а также физическая подготовка, они только снисходительно улыбнулись и махнули рукой — дескать, что с нее возьмешь: молодо-зелено.
Валентина Михайловна играет в классическом позиционно-активном стиле. С ее энциклопедическими познаниями она очень сильна в дебюте, поэтому подготовка к встрече с ней — это всегда проблема. Если ей удается создать в дебюте знакомую схему, она ведет середину партии уверенно и решительно. Но, как мне кажется, Борисенко придает дебютной стадии слишком большое значение. Иногда в начале партии, наткнувшись на редкий вариант, она вдруг отрывает взгляд от доски и смотрит куда-то вверх, стараясь вспомнить, как надо в данной позиции играть.
Будучи одаренной шахматисткой, Борисенко, как мне кажется, несколько заглушила свой талант чрезмерным увлечением теорией. Шахматы, как известно, своеобразный опыт, в котором творческое начало играет огромную роль. Борисенко же придает слишком большое значение элементам науки в шахматах. В этом ее сила, в этом и ее слабость.
Борисенко в 1940 году стала чемпионкой Ленинграда. В год окончания войны она заняла первое место в чемпионате СССР и с тех пор на протяжении нескольких десятилетий была одной из сильнейших шахматисток мира. В тренировочном матч-турнире, состоявшемся в 1950 году, Борисенко заняла первое место, опередив (на два очка) тогдашнюю чемпионку мира Руденко и будущих чемпионок — Быкову (на три очка) и Рубцову (на пять очков!). В чемпионате мира 1950 года она разделила 3—4-е места с Быковой, очень успешно выступала в турнирах претенденток.
Но самое крупное ее достижение в соревнованиях на первенство мира — это второе место в турнире претенденток 1961 года. С каким мужеством боролась тогда
Валентина Михайловна за первое место, с каким упрямством догоняла лидера!
В шахматах, по моему убеждению, не бывает случайностей. И все же я считаю несправедливым, что Валентине Михайловне так и не удалось сыграть матч на первенство мира. Ей не повезло в том, что именно тогда, когда она все поставила на карту, когда была особенно хорошо подготовлена к турниру претенденток и находилась в наилучшей спортивной форме, на мировую арену вышла я и не дала ей возможности осуществить мечту всей ее жизни.
С годами Борисенко утратила свою былую силу. Ее дебютная эрудиция, позиционное понимание, может быть, даже выросли, но она стала уставать, утратила уверенность в себе, начала попадать в цейтноты. Но хотя ухудшились результаты, а затем и изменились калибры соревнований, Валентина Михайловна по-прежнему с упоением играет в турнирах, а ее муж и тренер по- прежнему сидит в зале, приносит ей термос с горячим чаем и переживает за жену, а сразу же после партии садится вместе с ней анализировать ход борьбы и комментирует ее удачные замыслы и ошибки.
Борисенко стала менее спокойна, чем прежде, неудачи заметно нервируют ее, но она не испытывает разочарования в шахматах и по-прежнему находит в них творческое удовлетворение, радость и смысл существования. И она и ее муж играют, между прочим, и в турнирах по переписке, и это тоже доставляет обоим творческие радости.
Мне хотелось бы добавить, что Борисенко исключительно корректная и приятная партнерша. Она, например, очень ценит, когда соперница, отложив партию в безнадежной позиции, не тянет бессмысленное сопротивление, а капитулирует без игры. В таких случаях Валентина Михайловна сердечно благодарит соперницу за то, что та позволила ей сберечь силы для следующей партии. Излишне говорить, что и сама она никогда не приносит своим противницам лишних забот.
Борисенко часто и небезуспешно выступала в мужских турнирах. Она убеждена, что наступит время, когда женщины сравняются силой с мужчинами в шахматной игре. Она не скрывает своей радости всякий раз, когда кто-либо из женщин выигрывает у мужчин. Тут мы с ней полные единомышленницы. На редкость трудолюбивая, безукоризненно корректная, фанатично преданная любимому шахматному искусству, Валентина Михайловна своим творчеством и человеческим обликом оказала большое влияние на многих молодых шахматисток.
Кира Алексеевна Зворыкина в пятидесятые годы была одной из сильнейших шахматисток мира. Трижды она становилась чемпионкой СССР, дважды делила первое место в чемпионатах страны. Пять раз, начиная с 1952 года, выступала в турнирах претенденток, причем каждый раз занимала высокие места, а в 1959 году оказалась первой и стала моей предшественницей по матчу с Быковой. В последний раз Зворыкина выступила в турнире претенденток в 1964 году, где разделила 4—5-е места. Зворыкина участвовала в двух первых женских олимпиадах — в 1957 и 1963 годах, причем в первой показала лучший результат среди всех участниц, а в ходе второй потеряла только пол-очка.
У Зворыкиной после того, как она переехала в Минск, тренером долгое время был гроссмейстер Исаак Ефремович Болеславский. Неудивительно поэтому, что Зворыкина отличалась тонким пониманием шахмат, хорошим позиционным чутьем, умелым разыгрыванием эндшпиля. Но все же не эти качества составляют ее шахматную изюминку.
Кира Алексеевна — человек редкой энергии, у нее сильный, динамичный характер. И в жизни, и в шахматах она любит руководить, командовать, управлять. Инициатива, активность, напор — вот к чему она стремится буквально в каждой встрече за доской. Само собой разумеется, что при такой манере она особенно опасна в острой атаке. Зворыкину не пугает риск, может быть, он даже манит ее. Ради атаки на короля эта агрессивная шахматистка не останавливается ни перед чем.
Хотя Зворыкина сильна в теории, у нее нет заученных схем, которым бы она неукоснительно следовала, чем иногда грешила Борисенко. Шахматистка разносторонняя, Зворыкина особенно сильна в середине игры, где смело импровизирует и экспериментирует.
Ее бойцовский нрав оказывается не только в стремлении к захвату инициативы. Зворыкина не любит ничьих и соглашается на них только тогда, когда воевать уже попросту нечем. В этом она отличается от многих других шахматисток.
Зворыкина бывает иногда резкой не только за шахматной доской. Дипломат из нее, надо прямо сказать, никудышный. Но резкость Киры Алексеевны объясняется прямотой ее души. Поэтому те, кто хорошо ее знает, никогда на нее не обижаются. Тем более что категоричность тона прекрасным образом уживается у нее с чувством юмора. Даже за грузинским столом, где трудно кого-нибудь удивить метким словом, Кира Алексеевна имеет успех, и на банкетах, завершающих турниры, ее всегда просят выступить.
Чувство юмора не отказывает ей в любых ситуациях. Элисо Какабадзе рассказывала, как она на одном из сборов жила вместе с Зворыкиной в подмосковном доме отдыха. Поздно вечером кто-то из отдыхающих по ошибке полез к ним в окно. Зворыкина уже спала, а Какабадзе заметалась по комнате с криком: «Мужчина! К нам лезет мужчина!» Едва приоткрыв спросонья глаза, Зворыкина сказала: «Мужчина? Открывай окно!»
Кира Алексеевна всегда восхищала меня своим оптимизмом, молодостью души. С ней очень приятно играть вместе в турнире: она как никто умеет отвлечь от турнирных забот и неприятностей. Она и сама смешлива, й других умеет рассмешить.
В 1974 году во время проходившего в Тбилиси чемпионата страны один из журналистов написал, что 54-летняя Зворыкина играет с молодым задором. Наивный, он думал, что сделал ей комплимент! Но, как известно, женщины разговоров на тему, связанную с возрастом, не любят. Зворыкина встретила этого журналиста злая и без тени улыбки сказала: «Вы отбили от меня всех поклонников — теперь вам самому придется ухаживать за мной!» Как видите, юмор выручает ее даже тогда, когда она по-настоящему сердится.
Кира Алексеевна относится к числу тех счастливых натур, которые не поддаются возрасту. На турнирах она с удовольствием играет с молодыми участницами в волейбол, в бильярд. В ней кипит спортивный дух: она занимается у себя дома в группе здоровья, бегает, плавает, играет в волейбол, любит смотреть спортивные состязания. Зворыкина и в молодые годы придавала большое значение физической подготовленности, а сейчас она просто служит для всех нас примером, достойным всяческого подражания. Во многом благодаря своему физическому состоянию, бодрости духа Кира Алексеевна успешно выступает в различных турнирах, и, если ей удается получить позицию по вкусу, сопернице можно не завидовать.
Из прославленной плеяды тех представительниц старшего поколения кто был, а кто по своему дарованию и мастерству мог стать чемпионкой мира, мне остается назвать Ларису Ильиничну Вольперт. Она трижды становилась чемпионкой СССР, неоднократно занимала призовые места. В турнире претенденток 1959 года она всего на пол-очка отстала от победительницы — Рубцовой, а в следующем соревновании такого рода заняла третье место.
Ларису Вольперт, помимо яркого дарования, отличает необычайно серьезное отношение к шахматам, как и вообще ко всему в жизни. Она подлинно универсальный боец, играет в классическом стиле с некоторым, правда, упором на позиционное маневрирование. Я бы сказала так — это шахматистка активного стиля, но она «уважает» позицию.
Владимир Григорьевич Зак, ее шахматный учитель, дал Ларисе Ильиничне хорошую школу. Она чувствует себя уверенно в любой стадии борьбы, хотя и питает пристрастие к определенным позициям, именно таким, где имеет пусть небольшой, но прочный позиционный перевес. Позиционный зажим по всем правилам — это всегда было ее самым сильным оружием. Если уж соперница давала ей такой шанс, Вольперт не упускала его никогда. Вот почему, кстати, Вольперт долгое время была для меня трудной партнершей, у которой я сумела выиграть лишь в турнире претенденток 1961 года, после нескольких весьма неудачных попыток. Лариса Ильинична очень искусно пользовалась моими тогдашними позиционными промахами и строго наказывала как за них, так и за неуважительное отношение к позиционной борьбе вообще.
В отличие от многих шахматисток, которых во время партии может отвлечь все, вплоть до фасона платья той или иной участницы турнира, Вольперт умеет полностью отключаться от всего, что не имеет касательства к игре. Заткнув уши пальцами, чтобы не слышать даже шепота, каким переговариваются зрители, Вольперт погружается в борьбу, целиком сосредоточившись на партии.
И все же при всем своем умении сосредоточиться, настроиться на нужную волну, Вольперт во время турниров нервничала, плохо спала, болезненно переносила поражения. Проиграв, она должна была одну-две встречи закончить вничью, чтобы прийти в себя и вновь включиться в борьбу за призовое место.
Ларисе Ильиничне в шахматах, как, может быть, и
в жизни вообще, свойствен некоторый рационализм. Она филолог, защитила кандидатскую диссертацию, У нее и к шахматам в определенном смысле был научный подход. Вольперт, например, во время соревнований неизменно соблюдала строгий режим — вовремя ложилась спать, даже если бывали отложенные партии, вовремя ела. Все, все она делала серьезно. Отложенные партии изучала досконально, при доигрывании всегда демонстрировала глубокий анализ.
Вольперт очень приветлива, всегда улыбается, но с ней во время игры надо держать себя настороже. Она очень спортивная, упорная, может держать позицию, как говорят, на одном характере. Если она предлагает ничью, надо хорошо проверить позицию, потому что Вольперт может пойти на такой шаг, почувствовав приближение опасности, о которой партнерша не подозревает. В этом тоже сказывается ее практичность: риска эта шахматистка не любит.
Лариса Ильинична долго и тщетно пыталась примирить шахматы со своей научной деятельностью. По-видимому, она верила, что сможет, всерьез занимаясь наукой, реально бороться за корону чемпионки мира. Когда же в турнире претенденток 1961 года она разделила 7—9-е места, впервые оказавшись так далеко от призовых мест, Вольперт поняла, что уже не будет в шахматах первой, и сделала окончательный выбор в пользу филологии.
Надеюсь, что читатель поймет меня правильно, если я выскажу здесь предположение, что на решение Вольперт повлияло то обстоятельство, что именно я, совсем еще молодая шахматистка, была первой, да еще с отрывом от блестяще игравшей Борисенко в два очка. Если до тех пор Вольперт, которая была моложе сильнейших советских шахматисток, могла ждать и надеяться, что пробьет ее час, то теперь, особенно после того, как я выиграла матч у Быковой, ситуация стала совершенно иной. И гордая, самолюбивая Вольперт приняла свое мужественное решение.
Сейчас Лариса Ильинична в одном из вузов читает лекции на французском языке. Как ее бывшая соперница, многому у нее научившаяся, как женщина я горжусь тем, что Вольперт стала серьезным ученым, добилась самоутверждения в сфере филологии. Как чемпионка мира я грущу по поводу того, что эта выдающаяся шахматистка рано покинула шахматную сцену, не сумев, как мне кажется, полностью раскрыть себя.
...Итак, победа двадцатилетней шахматистки в турнире претенденток означала не только то, что впервые оспаривать шахматную корону будет новое лицо, во всяком случае не из круга тех, кто непрерывно участвовал в «дворцовых переворотах» на протяжении двух десятков лет. Мой успех в турнире претенденток как бы подводил черту под длительным и триумфальным периодом господства представительниц послевоенного поколения.
Тот факт, что в моей игре были еще более или менее очевидные уязвимые места, странным образом лишь подчеркивал характер ситуации. Было ясно, что я смогу еще долго совершенствоваться не только в позиционном понимании, но и во всех остальных аспектах шахмат. Это означало, что рассчитывать на непосредственное участие в борьбе за мировое первенство шахматисткам старшего поколения уже не придется.
Разумеется, тогда я совершенно не задумывалась над этим — молодость, увы, эгоистична, она не жалеет, правда, себя, но и не отягощает себя мыслями по поводу судьбы тех, кто уступает ей место. Сейчас, став старше и умудрённая жизненным опытом, я понимаю, что значил мой приход для целой плеяды прославленных шахматисток. Наверное, уже турнир претенденток дал им понять, что произошло, а матч с Елизаветой Быковой и вовсе не оставил никаких надежд.
Для некоторых, как, например, для Борисенко и Вольперт, которые, так и не вкусив сладость чемпионского звания, имели основания рассчитывать на осуществление поставленной цели, это было трагедией. Тем приятнее мне здесь подчеркнуть, что беззаветная любовь к шахматам как искусству и спорту помогла им сравнительно спокойно отойти на второй план. Так ведь, наверное, бывает и в театре, когда актриса, игравшая героинь, потом переходит на другие амплуа и находит в них не меньшее, а иногда и большее творческое удовлетворение.
Только самолюбивая Вольперт, как вы уже знаете, не пожелала примириться с новой обстановкой и оставила шахматы ради другого поприща. Все остальные шахматистки, игнорируя соображения престижа, продолжают жить в родной шахматной стихии. Рубцова находит радость в игре по переписке; Зворыкина, продолжая не без успеха выступать, уступила требованиям своей властной натуры и нашла себя в судействе. Быкова стала собирать материалы по истории женских шахмат и обнаружила, говорят, прелюбопытнейшие факты, говорящие о том, что шахматы среди представительниц «слабого пола» (я беру эти слова в кавычки не по традиции, а иронически!) начинаются не с Веры Менчик, а имеют свою историю. Руденко и Борисенко продолжают с упоением играть, и молодые могут у них еще многому поучиться. Людмила Владимировна Руденко, например, несколько лет назад вновь, в который уже раз, стала чемпионкой Ленинграда, а ведь в турнире играли шахматистки, которые по возрасту могли быть ее внучками.
Когда настанет мой черед уступить трон более молодой и сильной, перед моими глазами всегда будет пример моих выдающихся предшественниц. На подступах к шахматному трону я отчаянно боролась с ними, получая при этом немало огорчений, но и многому научилась у них. Научилась, в частности, и тому, как надо примиряться с неизбежным — гордо, молча, красиво. Спасибо им!
Перейти к 7-й главе "Его величество матч"