Борюсь за равноправие.
Приходилось ли вам слышать выражения: «женские шахматы», «женская игра»? Мне приходилось, и не раз, причем иногда произносилось это мужчинами-шахматистами с оттенком нескрываемого превосходства. Люди, говорившие так, совершенно не понимали, что вели себя неучтиво. Для них это были абсолютно нормальные термины, объективно отражающие суть закономерного, с их точки зрения, явления. А именно того явления, что женщины играют в шахматы, безусловно, слабее мужчин.
Да, женщины играют слабее (добавлю — пока). И на то есть и объективные причины, которые почему-то игнорируются, и субъективные.
Существуют и женская легкая атлетика, и женский волейбол или, скажем, женский велосипедный спорт, но в определениях этих нет для женщин ничего обидного и говорится об этом без всякой иронии. А ведь диск или ядро для женщин весят меньше, чем для мужчин, волейбольная сетка висит на много сантиметров ниже, а в велосипедных соревнованиях женщин отсутствуют такие интереснейшие виды состязаний, как, например, многодневная гонка, гонка за лидером и т. д.
Существуют, следовательно, какие-то объективные физиологические особенности, лишающие слабый пол возможности на равных соперничать с мужчинами в подавляющем большинстве спортивных дисциплин.
Так вот в шахматах эти физиологические особенности прекрасной половины человеческого рода попросту игнорируются. Как и мужчины, женщины играют в длинных турнирах, которые длятся порой около месяца — с ночными анализами отложенных партий, со специальной подготовкой к каждой сопернице, с нервными переживаниями, недосыпаниями и т. д. и т. п. Как и мужчинам, нам дается по два с половиной часа на 40 ходов, значит, как и мужчины, женщины попадают в цейтноты, то есть испытывают в ходе шахматной борьбы те же стрессовые состояния, что и шахматисты.
Значит ли это, что я считаю необходимым сделать для шахматисток какие-либо послабления? Ну, допустим, сократить число контрольных ходов с 40 до 35? Нет! И не только потому, что такое сокращение — это палка о двух концах: уменьшение числа контрольных ходов неизбежно приведет к тому, что будет откладываться больше партий.
Шахматистки не нуждаются ни в каких поблажках. В конце концов, хотя женщина в силу особенностей своей физиологии, психики уступает мужчине в бойцовских качествах, она все же обладает, в силу тех же самых особенностей, некими компенсирующими качествами. Не зря же появился призыв: «Берегите мужчин!»
Да, женщина сейчас не может пока в шахматах на равных бороться с мужчинами, это так. Но если взять чисто творческую сторону, а она, как критерий мастерства, класса (не силы игры!), является, быть может, самой важной в оценке игры шахматиста, то женщины в этом смысле не так уж и уступают мужчинам. Иначе говоря, разница между классом игры шахматистов и шахматисток менее велика, чем разница между силой их игры. Некоторые стратегические идеи, комбинационные замыслы, тактические выпады шахматисток отличаются большой глубиной и яркостью.
И если я здесь говорю о том, что женщины в шахматах бесспорно слабее мужчин, то имею при этом в виду
одну цель — констатировать, что факт этот объясняется единственно теми преимуществами, которые мужчины имеют перед женщинами не в интеллектуальной сфере, а в остальных, имеющих непосредственное отношение к шахматной борьбе, шахматному спорту. Понимание этого позволит отнестись к шахматной борьбе у женщин с большим уважением, во всяком случае с таким, какого она заслуживает.
Несведущие люди обычно думают, что шахматы требуют только нервных, психических нагрузок (с чем женщины, как считается подчас, справляются не хуже мужчин), но не физических. В действительности и перед нервными нагрузками более эмоциональная женская натура чувствует себя менее стойкой, а к тому же шахматная борьба, особенно если в турнире большое количество участниц, требует и самой обыкновенной физической выносливости.
В книге «Три матча Анатолия Карпова» М. М. Ботвинник пишет: «Шахматы хотя и интеллектуальный, но напряженный труд, шахматист обязан выдерживать жесткую нагрузку». Далее Ботвинник рассказывает о том, сколько времени и сил отнял у него анализ и двукратное доигрывание 20-й партии матч-реванша с М. Талем. И затем продолжает: «Способен ли на такое напряжение человек, если он не настоящий шахматист? Вряд ли» А каково настоящим шахматисткам? Разве им легче?
Не зря все-таки шахматы называют сплавом науки, своеобразного искусства и спорта, причем в 70-е годы спортивные мотивы в шахматах заметно усилились и в некоторой степени подавили собой их творческую сторону.
Жесткая и, добавлю, жестокая система отбора, действующая на всех ступеньках шахматной иерархии, несомненно дисциплинирует, упорядочивает всю систему шахматных соревнований, и этим она полезна и необходима. Но вместе с тем олимпийский способ, при котором проигравший напрочь выбывает из дальнейшей борьбы, вольно или невольно заставляет шахматистов частично или даже полностью игнорировать творческие задачи, способствует развитию практицизма, приводит порой к отрицанию риска.
В обстановке такой спортивной напряженности, когда надо почти в каждом турнире «отбираться», когда каждый «сбой» беспощадно карается, женщинам трудно, а может быть, и невозможно конкурировать на равных с мужчинами. Ибо есть, по-видимому, в мужской биологии, в мужском характере нечто, развитое тысячелетиями человеческой истории и позволяющее им легче переносить такое напряжение, оставаться до последнего тура, до последнего хода в боеспособном состоянии, не расслабляться ни на один момент.
Правда, женщинам не приходится в отборочных соревнованиях встречаться с мужчинами, здесь борьба ведется раздельно. В последние годы, однако, нередко устраиваются смешанные турниры, даже чемпионаты (в частности, чемпионат США), где мужчины играют вместе с женщинами.
Я, например, участвуя в мужских турнирах, с удивлением заметила, что на последнем часе игры, чаще всего в последние 15—20 минут, совершаю обиднейшие промахи. Эти промахи особенно частыми бывают тогда, когда я добиваюсь большого перевеса. Если бы я не выпускала победу на последних ходах, насколько выше были бы мои результаты в мужских соревнованиях!
Так что же, меня не хватает на последний час игры? Нет, до сих пор я была достаточно хорошо физически подготовлена и, если и совершала ошибки на пятом часу игры, то не чаще, чем на предыдущих четырех.
Просто я убедилась в том, что мужчины даже в безнадежных позициях защищаются упорно и яростно, бьются до «последней капли крови» — таков уж мужской характер. Женщины же, если они убеждаются, что их позиция проиграна, как правило, опускают крылья и стойкого сопротивления не оказывают. Я, к примеру, потеряла много половинок очка, пока уразумела эту черту мужского характера, но и, осознав это, все же продолжала, хотя и реже, амнистировать своих противников. И это уже объяснялось, по-видимому, тем, что женщине с ее более мягким характером трудно заставить себя находиться в состоянии собранности, жесткой самодисциплины до последнего хода.
Словом, шахматный спорт предъявляет к женщинам точно такие же требования, что и к мужчинам, не делая никаких скидок даже в совместных соревнованиях. Тем не менее, и шахматистки способны — даже во встречах с мужчинами! — на творческие и спортивные взлеты. Только традиционный взгляд на нашу игру, как игру несовершенную, даже слабую, настолько прочно укоренился, что мужчины просто не могут поверить, что женщина может задумать и осуществить эффектную идею, сыграть красивую партию.
В связи с этим хочу припомнить случай, который произошел во время одного из матчей между сборными СССР и Югославии. Когда Зворыкина надолго задумалась над своим ходом, несколько гроссмейстеров — участников нашей команды, были вне себя: в распоряжении нашей шахматистки имелась не очень сложная, но весьма эффектная комбинация, и мужчины негодовали — как это Зворыкина ее не видит!
Между тем та продолжала думать и в конце концов сделала другой, увы, прозаический ход, который, правда, тоже привел к победе. Когда после партии гроссмейстеры с торжествующим видом показали Зворыкиной упущенную ею возможность, она с нескрываемой иронией продемонстрировала им вариант, опровергший гроссмейстерскую комбинацию. Оказывается, Зворыкина разобралась в позиции глубже, чем ее торопливые критики!
Пусть не сочтет читатель за нескромность, если я приведу здесь пример и из собственной практики. В 1974 году я выступала в мужском турнире в Дортмунде (ФРГ). В третьем туре моим противником был немецкий мастер Сервати. В этой партии мне удалось осуществить красивую комбинацию с жертвой двух ладей. Под угрозой неизбежного мата Сервати вынужден был сдаться уже на 17-м ходу.
Победа эта доставила мне огромное творческое наслаждение. Партия обошла всю мировую шахматную печать. Позже Михаил Таль, лучший эксперт в мире в области комбинационной игры, дал этой партии очень высокую оценку. Другой известный гроссмейстер в журнале «Огонек» и вовсе рассыпался в комплиментах, назвав партию «бессмертной» и заявив, что она «войдет в золотой фонд шахматных шедевров».
Как ни лестны были для меня эти отзывы в «Огоньке», а все же скрывался за ними некоторый обидный подтекст. Дескать, смотрите, женщина, а как красиво играет! Потому что, осуществи такую комбинацию мастер-мужчина, комментарии были бы хоть и хвалебными, а все же менее восторженными.
В связи с этим не могу не привести одну курьезную (но весьма характерную!) подробность. Перед моим матчем с Наной Александрия один журналист, написав обо мне, упомянул эту партию, сообщив, что блестящей атакой я очень быстро заставила капитулировать... соперницу. Ему и в голову не пришло, что я могу в столь эффектном стиле выиграть у мужчины.
Должна признаться, что это не единственный и, конечно же, далеко не самый серьезный пример непреднамеренной дискриминации шахматисток. Куда хуже, я уже говорила об этом, что самая авторитетная шахматная организация — ФИДЕ в течение десятилетий проявляла откровенное неуважение к женскому шахматному движению. А ведь девиз ФИДЕ гласит: «Мы — одна семья». Так-то оно так, а только в этой семье долгое время сохранялись домостроевские устои.
Достаточно вспомнить, что женские шахматные олимпиады начали свое существование на тридцать лет позже, чем мужские, да и то в первые годы проводились далеко не регулярно и с большими интервалами. Только начиная с 1976 года (спасибо и за это!) число участниц в команде увеличилось с двух до трех при одной запасной. (Кстати сказать, в вышедшей у нас в 1974 году книге, посвященной истории шахматных олимпиад, нет ни одного слова о женских олимпиадах, как будто их вовсе и не существует!)
Только с конца 1975 года введено звание гроссмейстера среди женщин. И это несмотря на то, что некоторые шахматистки не раз побеждали в личных встречах даже сильнейших гроссмейстеров.
До сих пор не проводятся чемпионаты мира среди девушек, в то время как у юношей проводится даже чемпионат Европы.
Насколько укоренилось представление о женских шахматах как о явлении второстепенном, не заслуживающем серьезного отношения, можно судить по такому любопытному примеру. Известный и очень сильный в свое время мастер И. Я. Кан опубликовал в 1975 году в еженедельнике «64» заметки, посвященные 40-летию с момента проведения в Москве крупнейшего международного турнира. Вспоминая о Ласкере, Кан, между прочим, пишет: «Будучи старейшим участником турнира, ветеран в частных беседах высказывал решимость побороться за мировое первенство. При этом, правда, он считал, что приемлемыми для него были бы условия, при которых ему не пришлось бы играть больше трех партий в неделю. Сейчас это желание может показаться странным, ведь так играют в матчах претендентов (и даже претенденток)».
Ах, как мило звучит это «даже»! Скажите пожалуйста, даже претендентки получили право играть через день, да еще раз в неделю отдыхать! Как тут не вспомнить финальный матч претенденток 1975 года между Александрия и Левитиной. После того как 12 встреч не дали перевеса ни одной из сторон, матч продолжался до первой победы, причем в таком невыносимом напряжении соперницы провели еще пять встреч! Более того, можно смело утверждать, что ни один из финальных поединков претендентов-мужчин не отличался таким спортивным накалом, таким драматизмом.
Подумать только — 17 партий! А ведь, к примеру, М. М. Ботвинник утверждал, что оптимальное число партий для матча между мужчинами — это 20. И смотрите, шахматистки выдержали этот тяжелейший искус, упорно сражались, что называется, до последнего вздоха.
Правда, даже при таком регламенте, который кажется уважаемому мастеру слишком мягким для женщин, обе соперницы находились на пределе своих физических и нервных сил. И неудивительно: ведь до этого они выступали в межзональном турнире, где разделили второе-пятое места, потом провели дополнительный матч-турнир, чтобы отсеять пятую лишнюю, а затем сыграли еще полуфинальные матчи!..
Нетрудно догадаться, что матч Александрия — Левитина оказался тяжелым не только для них самих, но и для их тренеров. Во всяком случае, тренер Наны Александрия гроссмейстер Бухути Гургенидзе вернулся с матча бледным и осунувшимся. В интервью, которое он дал после окончания затянувшегося поединка, Гургенидзе заявил, что, по его мнению, претендентка на шахматный престол должна выявляться не в серии матчей — пусть этим мучительным делом занимаются мужчины, — а в матч-турнире шести или четырех участниц.
Уж если гроссмейстер пришел к выводу, что женщинам приходится играть в более трудных условиях, чем играют мужчины, то, стало быть, так оно и есть. Я не хочу здесь вдаваться в детали предложения Гургенидзе, как и не хочу вообще обсуждать систему отбора претендентки на матч с чемпионкой мира. Но то, что руководители ФИДЕ, скопировав для женщин мужскую систему отборочных соревнований (а это было, конечно, проще всего), допустили промах, для меня бесспорно.
Совершенно ясно, что перед шахматистками многоступенчатая система отбора ставит слишком сложные задачи. Для сравнения напомню, что мне самой, чтобы встретиться с Быковой, достаточно было сыграть в двух соревнованиях — чемпионате страны (который был одновременно зональным турниром) и турнире претенденток.
Этот промах ФИДЕ, который, не сомневаюсь в этом, будет устранен, объясняется все тем же — нежеланием понять, что шахматисток, если иметь в виду чисто спортивные стороны соревнования, нельзя ставить в те же (и уж тем паче более трудные) условия, нежели мужчин. Опять-таки я не прошу льгот, а только хочу, чтобы при установлении условий соревнований принимались в расчет физические и психические возможности женского организма. В конце концов, кому и зачем нужны чрезмерные перегрузки?
Может быть, кое-кому покажется, что я проявляю здесь чрезмерную горячность. Вполне допускаю это. Но я вижу свой долг чемпионки мира еще и в том, чтобы всячески отстаивать права и достоинства шахматисток.
Но вернемся, однако, к тем причинам, которые продолжают мешать женщинам добиваться тех же спортивных высот, что и мужчинам. Одна из них в том, что женщина сравнительно недавно добилась — и то лишь в социалистических странах — равенства в правах с мужчинами. На протяжении веков шахматами интересовались (только интересовались!) лишь отдельные представительницы высших слоев общества. Шахматы среди женщин не имеют поэтому традиций, своей истории, а это очень важные обстоятельства.
Экс-чемпионка мира Быкова, проделав гигантскую работу, собрала, правда, обширный материал об отдельных одаренных шахматистках прошлого. Но — об отдельных шахматистках. Женское шахматное движение оформилось только после первой мировой войны. У некоторых народов, впрочем, игра женщин в шахматы поощрялась как свидетельство светскости, образованности, тонкого вкуса. В Грузии, например, с древних времен существовал обычай вместе с приданым давать невесте и шахматы. Все это, однако, не могло идти ни в какое сравнение с популярностью шахмат среди мужчин.
По существу, накопление традиций женских шахматных соревнований происходит только сейчас. Поэтому неудивительно, что до сих пор в некоторых странах шахматы среди женщин лишь начинают завоевывать популярность либо пока не культивируются вовсе.
Но даже и в том случае, если женщина — как у нас в стране — пользуется теми же социальными правами, что и мужчина, — и тогда условия все же отнюдь не равны. Ведь мужчина не обременяет себя, как правило, большинством домашних забот, он с удовольствием передоверяет их, в том числе и воспитание детей, своей супруге. И это позволяет ему не только в периоды подготовки к соревнованиям, но и тем более во время самих турниров полностью сосредоточиваться на шахматах.
Женщина-шахматистка, увы, лишена таких привилегий. Даже если дома все благополучно, если дети ухожены и есть кому их покормить и погулять с ними, она мысленно — даже иногда во время партии! — находится дома, рядом со своими дорогими и близкими. Нужно ли доказывать, как это мешает полностью отдаваться шахматной борьбе? А ведь помните: «Шахматы требуют всего человека, полностью...»
Я знаю многих больших шахматистов, таких, как гроссмейстеры Бронштейн, Геллер, которые работают над шахматами по 5-6 часов в день, а, например, венгерский гроссмейстер Портиш трудится над шахматами и по восемь часов — полный рабочий день. (Кстати, жена Портиша сопровождает его на многие ответственные турниры.) Нет такой шахматистки в мире, которая могла бы позволить себе такую роскошь! Неудивительно, что в теоретической подготовленности и связанном с этим позиционном понимании, в разыгрывании окончаний, в технике игры мужчины превосходят женщин.
Для многих одаренных шахматисток именно семейные обязанности и тревоги оказались непреодолимым препятствием для их дальнейшего совершенствования. Мне лично в этом смысле повезло, но, конечно же, и я, отрываясь во время турниров надолго от дома, беспокоюсь, как там поживают мои родные, как чувствует себя муж Анзор и маленький Датико. А в двух мужских турнирах, не считая целого ряда женских, из-за домашних и прочих забот (связанных, в частности, с окончанием института) я играла практически без всякой подготовки.
Есть и совсем специфические причины, которые могут показаться нелепыми и смешными, но в действительности мешают женщинам во время соревнований полностью сосредоточиться на игре. Вряд ли шахматист обратит внимание, скажем, на то, в каком костюме или с каким галстуком пришел на партию его соперник. А женщину — что поделать, такими уж создала нас природа — интересует буквально все — платья или наряды других участниц, какие у них броши или кольца и т. д. и т. п. Можете смеяться над этим, но в жизни даже сильных женщин-мастеров, как бы ни были они поглощены шахматами, все эти детали отнюдь не являются мелочами и играют определенную отвлекающую роль.
И все же... Читатель, быть может, обратил внимание на то, что, говоря об отставании шахматисток от шахматистов, я употребила слово «пока». Да, несмотря на все специфические трудности и препятствия, класс шахматисток непрерывно растет, медленно, но верно приближаясь к классу мужчин. Это не изолированный процесс, не заслуга отдельных одаренных личностей, а логическое следствие тех огромных социальных перемен, которые происходят в мире и позволяют женщине в самых различных сферах культурной и духовной жизни становиться вровень с мужчиной, а иногда даже кое в чем и превосходить его.
В высшей степени характерен такой, вроде бы не столь уж многозначительный факт, как участие женщин в турнирах по переписке. Прежде, например, 15—20 советских шахматисток играли в мужских турнирах по переписке, женских соревнований такого типа вообще, если не ошибаюсь, не было. А теперь у нас в стране проводятся личное и командное первенства среди женщин с -пятью-шестью полуфиналами, проводится и чемпионат мира.
С удовлетворением хочу отметить, что женские шахматы не только крепнут, набирают силу, но и молодеют.
Помню, когда я, а затем Нана Александрия в 15 лет выступили в чемпионатах страны, это вызвало подлинную сенсацию. Но вот Майя Чибурданидзе в 13 лет становится международным мастером и участвует в чемпионате, а через год вместе с ней выступает в чемпионате страны среди взрослых и 13-летняя Нино Гуриели, становится призером чемпионата ВЦСПС еще более юная Нана Иоселиани, и это уже воспринимается широкой публикой спокойно.
В связи с этим на глазах меняется стиль женских шахмат. Девочки играют с бесшабашной смелостью, не боясь никого, не робея перед именами, и некоторые их атаки можно поставить в пример мужчинам. Как ни покажется это странным, но некоторые юные шахматистки играют отважнее, задиристее, острее, чем их сверстники-юноши.
В 1973 году в матче СССР — Югославия всех удивила Майя Чибурданидзе, которой тогда было всего 12 лет. Многие видели, что во встрече с Калхбреннер она может после подготовительных ходов провести комбинацию, но Майя осуществила эту эффектную комбинацию немедленно, без подготовки! Очень смело играют Наташа Ручьева, Нана Иоселиани, та же Гуриели и почти все остальные одаренные юные шахматистки. «Женские» шахматы заметно помолодели, стали, я бы сказала, «девичьими», и это отразилось на их характере, который становится все более решительным.
Должна сказать, что, говоря «пока», я опиралась и на свою практику, а также практику некоторых других сильнейших шахматисток. Я и Нана Александрия довольно часто выступаем в Грузии в мужских турнирах, а изредка (увы!) и в международных. Я глубоко убеждена, что, играй я в мужских турнирах хотя бы раза три в год, мне удалось бы набить руку и, приноровившись к «мужской игре», вслед за выполнением нормы мастера среди мужчин, чего я уже добилась, получить и гроссмейстерские баллы. Во всяком случае, даже и редко участвуя в мужских международных турнирах, я уже избавилась от всех женских шахматных «комплексов» и, надеюсь, сумела заставить как шахматистку уважать себя.
Добиться этого уважения у мужчин было не так-то просто, хотя я не раз довольно успешно конкурировала с ними. Так, например, в Гётеборге я выступала вместе с Геллером и заняла третье место. В Гастингсе я заняла первое место в турнире мастеров и тем самым добилась права выступать на следующий год в главном турнире, где заняла 5-е место (напомню, что в своем первом выступлении в Гастингсе Ботвинник разделил 5—6-е места), на турнире в Дортмунде в 1974 году разделила 3—4-е места, а в 1976-м в Сандомире — 2-е, лишь на пол-очка отстав от Д. Бронштейна.
Таковы были до сих пор мои лучшие спортивные результаты в мужских турнирах. Но при этом следует учесть, что я находилась по сравнению с остальными участниками в неравных условиях. И не только потому, что мужчины, как я уже отмечала, более выносливы и физически, и психически. Не только потому, что мужчины отчаянно борются до последнего вздоха, цепко пользуясь любым подвернувшимся шансом, что в соревнованиях женщин встречается редко. Есть и другие причины.
Мужчины, например, определенно стыдятся проиграть шахматистке, даже если она чемпионка мира. Они играют со мной с полной отдачей всех сил, рискуя даже проиграть из-за усталости следующую партию. Вот почему, например, шахматисты, идущие на последних местах и покорно капитулирующие во встречах с гроссмейстерами, играют со мной с необычайным подъемом, играют так, будто от этой встречи зависит судьба первого приза. Прошло немало времени, пока я поняла, почему так много половинок и даже очков я теряю во встречах с заведомо слабейшими участниками.
Но не только боязнь проиграть женщине долгое время руководила моими соперниками в мужских турнирах, а и откровенное неверие в мои возможности. Вы думаете, гроссмейстеры, встречаясь с женщиной за шахматной доской, проявляют хоть каплю галантности? Как бы не так! Играя со мной, они забывают порой даже о правилах хорошего шахматного тона и позволяют себе то, чего никогда не позволили бы в партии с мужчиной.
Никогда не забуду, как один гроссмейстер, джентльмен с безукоризненными манерами, доигрывал со мной партию в совершенно равной позиции в течение нескольких часов и примирился с ничейным исходом лишь тогда, когда на доске остались одни короли.
Спасский на турнире в Гётеборге отложил партию со мной с мизерными шансами на успех. После первого доигрывания шансы его вообще стали уже символическими, и я убеждена, что ни с одним из других участников откладывать такую позицию Спасский бы не стал. При вторичном доигрывании от меня требовалась уже только аккуратность. В течение двух часов я спокойно держалась, но затем под влиянием то ли усталости, то ли чувства затаенной обиды допустила грубый промах и проиграла.
Пожалуй, ни с кем из мужчин-шахматистов не было у меня таких принципиальных поединков, как с Чокылтя. Он выиграл у меня в довольно равной борьбе на международном турнире в Тбилиси. На званом обеде, где были все участники, я публично пообещала Чокылтя, что возьму у него реванш, на что он полушутя-полусерьезно заявил, что никогда в жизни не проиграет женщине. И вот мы снова встретились с ним на турнире.
Обычно он всегда начинает партию ходом королевской пешки, а тут сыграл 1. d4. Я удивилась и взглянула на него с улыбкой, на что Чокылтя не совсем вежливо сказал мне: «Надо за доской думать, а не разыгрывать заготовленные варианты». Его слова задели меня, и я их не забыла, хотя потом Чокылтя признался, что в ответ на 1. е4 побаивался скандинавской защиты. Партию я проиграла, и жажда мщения охватила меня с еще большей силой.
И когда на турнире в городе Врнячка-Баня Чокылтя опять начал партию иначе, чем всегда, выведя первым ходом королевского коня, я его спросила: «Что, опять хочешь «играть за доской», да?» И «сыграла за доской» так, что уже к пятнадцатому ходу позиция белых была настолько тяжелой, что Чокылтя... предложил ничью. Я, конечно, отклонила это любезное предложение и добилась победы, сдержав тем самым свое слово.
Самолюбивый Чокылтя после этого три дня избегал меня, даже не здоровался, что вызывало непрерывные шутки и смех со стороны остальных участников. Наконец, дипломатические отношения были восстановлены, и Чокылтя с тех пор стал относиться ко мне как к сопернице с полной серьезностью.
Было и еще одно обстоятельство, осложнявшее мою задачу во время выступлений в мужских международных турнирах. Как-никак большинство участников было знакомо, хотя бы по женским матчам на первенство мира, с некоторыми моими партиями, имело пусть и приблизительное представление о стиле моей игры. Я же с игрой многих противников знакомилась только непосредственно за доской. Перемена, позволившая мне готовиться к встречам буквально с каждым из соперников, произошла лишь тогда, когда я стала выступать в мужских турнирах вместе с моим тренером и глубоким знатоком теории гроссмейстером Гипслисом. Получив возможность пользоваться его огромной картотекой, я вздохнула свободно, перестала блуждать в потемках, а заодно и поняла, какую фору прежде давала сильному полу.
Говоря об игре шахматисток в мужских турнирах, а также об эволюции «женских» шахмат, я не могу здесь не коснуться роли первой чемпионки мира, а кстати, и первой шахматистки, не без успеха выступавшей в мужских турнирах. Вера Менчик, занимавшая шахматный трон с 1927 по 1944 год, несомненно опередила своё время, сыграв как популяризатор шахмат среди женщин неоценимую роль.
Дочь чеха и англичанки, Менчик родилась в Москве в 1906 году и прожила здесь до осени 1921 года, после чего с родителями уехала в Англию. Она прекрасно владела русским языком. Любопытно, что в первом чемпионате мира в 1927 году Менчик, как приехавшую из Советской России и говорившую на русском языке, записали в таблице представительницей России.
Вера Менчик навсегда сохранила любовь к нашей стране и пользовалась ответными симпатиями. Когда она выступала в Московском международном турнире в 1935 году, публика горячо болела за чемпионку мира. А когда Менчик сделала ничью с гроссмейстером Флором, претендовавшим тогда на первое место, она получила множество поздравительных телеграмм из многих городов страны.
Менчик побеждала в чемпионатах мира семь раз, причем в четырех выиграла все встречи до одной.
Неудивительно, что, обладая незаурядной шахматной силой и не имея себе равных в женских соревнованиях, Вера Менчик участвовала во множестве мужских турниров. По подсчетам Е. Быковой, Менчик посчастливилось девять раз встречаться за доской с Капабланкой, восемь — с Алехиным, пять — с Эйве, дважды — с Ботвинником, а также с Флором, Кересом, Файном, Решевским, Тартаковером, Видмаром, Мароци, Лилиенталем, Найдорфом и другими гроссмейстерами и мастерами. Всего она выступила в 50 мужских турнирах (говорю это с завистью!), где сыграла 487 партий— 147 выиграла, столько же закончила вничью и 193 — проиграла.
Меня иногда спрашивают, как бы я, по моему мнению, сыграла в матче с Верой Менчик? Находились любители польстить, которые уверяли, что Гапринда- швили, дескать, играет сильнее, чем Менчик. Даже покойный мастер В. Панов не удержался от соблазна написать статью «Матч Менчик — Гаприндашвили», в которой, правда, нам обеим досталось на орехи от этого строгого критика.
Мне все подобные сравнения и рассуждения кажутся нелепыми. Вера Менчик и я действовали в разные периоды шахматной истории, и сравнивать класс нашейигры, поскольку мы не только не встречались одна с другой, но и не встречались с одними и теми же соперницами, неправомерно.
Думаю, что в истории шахмат найдется место для нас обеих, и тесниться не надо будет никому.
Может быть, будущие историки шахмат найдут какие-то объективные критерии, по которым можно будет сопоставлять силу и класс шахматисток, живущих в разные эпохи. Но есть нечто, в чем Вера Менчик никогда не будет иметь соперниц. Этим «нечто» является тот важнейший факт, что своим шахматным творчеством она первой доказала, что и в такой спортивно-интеллектуальной сфере, как шахматная борьба, шахматное искусство, женщина вполне способна достигать тех же вершин, что и мужчина.
Говоря без ложной скромности, думаю, что и я стилем своей игры, всегдашним стремлением к атаке, победами над некоторыми сильными шахматистами-мужчинами способствовала в известной степени тому, что шахматное мышление женщин-мастеров стало богаче, игра их смелее, а во встречах с мужчинами исчез страх, исчез комплекс неполноценности.
Прежде шахматистки проявляли преувеличенную заботу о своих королях, на первом месте стояла безопасность. Обоюдоострых позиций, когда все неясно, когда малейшая неосторожность (как и чрезмерная осторожность!) может привести к немедленному крушению, женщины инстинктивно избегали. Теперь же такие шахматистки, как, скажем, Нана Александрия и ее соперница в финальном матче претенденток Ирина Левитина, играют, пожалуй, в более остром стиле, чем иные мастера-мужчины.
Образцом творческого отношения к шахматам может служить Татьяна Затуловская. В ее игре глубокое позиционное понимание органично сочетается с комбинационным дарованием. Если бы Затуловская не была
чисто по-женски чрезмерно эмоциональна и не тратила столько нервной энергии в моменты поражений, она, несомненно, играла бы матч на первенство мира.
В отличие от Затуловской, которой не хватает спортивных качеств, Левитина истинно спортивная натура. У нее зрелое понимание шахмат и в то же время смелая, уверенная, острая игра с упором на миттельшпиль. Левитина на редкость талантлива, но, как это порой бывает с одаренными людьми, недостаточно трудолюбива. Если ей удастся преодолеть этот свой серьезный изъян и посвятить себя целеустремленной работе над шахматами, Левитина получит все шансы стать претенденткой на матч с чемпионкой мира.
Играют в мужском стиле и Елена Фаталибекова (дочь Ольги Рубцовой), которая в мужском чемпионате Центрального шахматного клуба от начала и до конца шла в лидирующей группе и разделила пятое место, и венгерки Жужа Вереци и Мария Иванка, и много других шахматисток.
Словом, время так называемых «женских» шахмат проходит! И я горжусь тем, что активно способствовала процессу творческой эмансипации женщин в шахматах, помогла им преодолеть психологические барьеры, отделявшие их от «мужских» шахмат...
Перейти к 11 главе "Отдаю долги"