ООО «Шахматы», Санкт-Петербург,
тел: +7-905-223-03-53

36. Убежденность

Взгляды на окружающую действительность у нас с Ботвинником различались весьма существенно. Оба мы это чувствовали и, во избежание конфликтов, почти не заговаривали на политические темы. Всё же один такой эпизод запомнился. Как-то во время совместной прогулки я посетовал на отсутствие свободы у нас в стране. Ботвинник ответил: - Марк Израилевич, а что вы хотите? Социализм - молодой строй, опыта еще нет, допускаем ошибки, экономикой управляем плохо. Уровень жизни у нас отстает от западного, потому и отсутствует свобода. Вот подождите: скоро я закончу свою компьютерную программу, мы ее применим в экономике, начнем управлять эффективно. Преимущества социализма скажутся, уровень жизни станет намного выше, чем на Западе, и тогда всё переменится: у нас будет полная свобода, а у них полный зажим!

Типичный Ботвинник: убежденность и четкая логика при полном отрыве от реальной действительности.

Михаил Моисеевич уже давно сформировал твердые представления обо всем на свете и не подвергал их критическому переосмыслению. Применительно к шахматам он считал: если я что- то испробовал и мне это помогло, значит, это должно быть полезно для всех остальных. Поправка на индивидуальные особенности или изменившееся время никогда не делалась. Если его взгляды не соответствовали фактам, то тем хуже для фактов!

Например, одному из учеников Ботвинник порекомендовал решать дома этюды Селезнева:

-У него сложные этюды, а тебе как раз надо потренировать технику расчета.

Оставим в стороне вопрос, где ученик мог в то время найти такие этюды. Ни интернета, ни компьютерных баз не существовало. Я вмешался:

-Михаил Моисеевич, а Селезнев как раз составлял очень простые этюды.

-Нет. Селезнев был сильный шахматист, а сильные шахматисты составляли сложные этюды.

В принципе, это верно: у мастеров Каспаряна, Григорьева немало сложнейших композиций, тогда как у шахматистов послабее, например, Троицкого этюды проще. Однако на каждое правило находятся исключения.

Я сказал Ботвиннику, что недавно купил сборник этюдов Селезнева в букинистическом магазине:

-Это очень простые этюды, фактически - учебные примеры на тактику в эндшпиле.

-Нет, этого не может быть. Селезнев - сильный шахматист, а сильные шахматисты всегда составляли сложные этюды.

читать следующую главу  

ООО «Шахматы»

Санкт-Петербург

время работы с 10-00 до 19-00

тел. 983-03-53 или 8-905-223-03-53

 SKYPE - Piterchess

 ICQ - 229-861-097

 VIBER: +79052230353

 info@64ab.ru