ООО «Шахматы», Санкт-Петербург,
тел: +7-905-223-03-53

63. Гроссмейстерские «вольности»

В Сент-Джоне случилась еще одна история, связанная с Эльвестом. Вскоре после матча Яан «злоупотребил» в одном из баров. В таком состоянии он обычно становится агрессивным, начинает всех задирать. Неудивительно, что Эль- вест оказался в полиции, откуда его, впрочем, вскоре выпустили. Об этом стало известно главе нашей делегации Хауку. Директор Латвийского республиканского шахматного клуба, он, похоже, по совместительству сотрудничал в организации, к шахматам непосредственного отношения не имеющей.

И вот Артур зовет меня пообедать и посоветоваться. Говорит, что ему предстоит беседа с руководителем (Хаук почему-то очень уважал Юсупова, считался с его мнением) на тему возможных санкций к Эльвесту, и надо как-то убедить «гражданина начальника» не пакостить, не поднимать шума и т.д. Мы обсудили ситуацию, я кое-что посоветовал. В какой-то мере, помогло: в Канаде всё было тихо, однако донос в Москву всё же был написан.

На ближайшем заседании шахматной федерации СССР «персональное дело Эльвеста» вынесли на обсуждение. Атаку начал, естественно, Крогиус, затем один из его подручных «от имени коммунистов Управления шахмат» потребовал дисквалифицировать эстонского гроссмейстера. Юсупов, хоть и не входил в руководство Федерации, в том заседании участвовал. Очень деликатный по натуре, Артур всё же не выдержал и вспылил:

- Эльвест даже в пьяном виде ведет себя достойнее, чем некоторые из здесь присутствующих - в трезвом!

Председателем шахматной федерации СССР был тогда Александр Чикваидзе, человек умный и, на мой взгляд, порядочный. В то время в прибалтийских республиках активно разворачивалось движение за выход из состава СССР. Чикваидзе понимал, что дисквалификация Эльвеста - одного из «национальных героев» Эстонии лишь подольет масла в огонь, усилит ненависть к Москве. Вот он и спустил «дело Эльвеста» на тормозах.

После окончания кандидатских матчей в Сент-Джоне состоялись турниры по швейцарской системе. В главном приняли участие ведущие гроссмейстеры мира, в том числе - почти все претенденты. А затем прошел чемпионат мира по блицу, куда подъехали и Каспаров, и Карпов, но успеха в нем не добились: победил Михаил Таль.

Валерий Салов, уступивший в матче Яну Тимману, играть в «швейцарке» не стал, и перед чемпионатом по блицу у него образовалось несколько свободных дней. Мы с ним дружили (тогда он еще не свихнулся на почве антисемитизма). Захожу я в номер к Валерию, застаю там его тренера Сергея Макарычева, и Салов делится своими планами:

-Мои новые друзья-американцы предложили съездить вместе с ними во Флориду. Обещают на машине беспрепятственно пересечь границу, а к началу чемпионата по блицу привезти меня обратно.

А я видел, что руководитель делегации неважно относится к Салову, не доверяет, чувствуя его независимый характер.

-Валера, уже на второй день шеф обнаружит, что тебя нет. Поинтересуется у Макарычева, и Сережа, как ты понимаешь, тут же расколется. А теперь подумай: ну какой нормальный чиновник поверит, что уехавший в другую страну гроссмейстер собирается вернуться? Представляешь, какой шум он поднимет?

Салов почесал в затылке и решил, что, действительно, не стоит рисковать.

  читать следующую главу 

ООО «Шахматы»

Санкт-Петербург

время работы с 10-00 до 19-00

тел. 983-03-53 или 8-905-223-03-53

 SKYPE - Piterchess

 ICQ - 229-861-097

 VIBER: +79052230353

 info@64ab.ru