ООО «Шахматы», Санкт-Петербург,
тел: +7-905-223-03-53

Эрнесто Инаркиев, Иван Попов

На одной из первых сессий школы я познакомился с Эрнесто Инар- киевым и вскоре начал с ним работать индивидуально. Мне он сразу понравился: сообразительностью, отличной реакцией, к тому же очень хорошее впечатление производили его характер и воспитание. Эрнесто открыт и доброжелателен, всегда предлагает свои услуги, если кому-нибудь требуется помощь. Например, я обратил внимание, что именно он помогал девочкам погрузить их вещи в автобус, когда мы уезжали с сессии. Инаркиев уже тогда был достаточно спортивен, а в дальнейшем стал уделять физической подготовке еще больше внимания.

 Я люблю работать с ребятами, у которых шахматный талант сочетается с безупречной нравственностью, получаю огромное удовольствие и от занятий с ними, и от сознания того, что удалось им помочь в достижении намеченных целей. Со многими учениками мы сотрудничаем и дружим многие годы; я радуюсь и горжусь, что хоть они и очень разные, но все замечательные люди, обладают счастливым сочетанием шахматных и личностных достоинств. В то же время, я отказывался от работы с некоторыми огромными талантами только потому, что сомневался в их человеческих качествах и не видел возможности повлиять на их развитие.

Любопытно, что первая проблема, которую мы решали с Инаркиевым - развитие боевитости. В сыгранном им тогда турнире он явно опасался именитых шахматистов, осторожничал, мог свернуть игру в перспективной, но острой позиции и т.п. Подобная сверхосмотрительность, в общем-то, не свойственна его характеру, поэтому ее легко удалось преодолеть, и в наши дни главное достоинство Эрнесто, пожалуй, заключается как раз в том, что он отличный боец.

144

С Эрнесто Инаркиевым, 2002 год

Когда Инаркиев выиграл чемпионат Европы среди юношей до 16 лет, я поделился с ним своими впечатлениями:

- Ты играл очень плохо, но зато превосходно боролся!

И в самом деле, Эрнесто допускал грубейшие позиционные ошибки, но не падал духом, отчаянно сражался в каждой позиции. Что и принесло ему победу, пусть даже внешне на огромном везении.

Постепенно Инаркиев набирался опыта и знаний, рос рейтинг, росли результаты. Пиком его достижений стал выигрыш высшей лиги чемпионата России 2006 года, где прекрасный результат сочетался с высоким качеством игры. Примеры его творчества на этом турнире вы найдете во второй части книги, в главе «Фехтование и шахматы».

В Суперфинале 2006 года качество игры Инаркиева было, на мой взгляд, чуть похуже, но он, тем не менее, занял 3-е место, всего на пол-очка отстав от победителей Евгения Алексеева и Дмитрия Яковенко. В этот момент Инаркиев стал, наряду с ними, лидером молодого поколения российских шахматистов. Еще немного усилий, и перед ним открылась бы дорога и в сборную страны, и в турниры самого высокого уровня.

При общей сбалансированности игры оставалась тогда у Эрнесто одна серьезная проблема: хромала реализация достигнутого перевеса. Он и сам в этом убедился, обратившись по моему совету к партиям, сыгранным за последний год, и поразившись недопустимо большому проценту упущенных побед. Этим- то я и планировал с ним заняться на предстоящих тренировочных сессиях. Кроме того, я подметил, что на исход нескольких партий Суперфинала повлияла недооценка контригры соперника, что тоже могло бы стать темой наших занятий.

Увы, моим планам не суждено было осуществиться. Инаркиев принял несчастливое для себя решение, выбрав иной путь развития. Он посчитал: чтобы сделать шаг вперед, ему необходимо поставить дебют на совершенно другом, гораздо более высоком уровне - как у Леко или Крамника.

Вместо первой же из намеченных сессий он поехал помогать Евгению Барееву в подготовке к предстоящим тому матчам претендентов и на самих матчах. Я всячески его отговаривал, объяснял, что пользы ему это не принесет, только зря потратит время, но он меня не послушал. Побывав на матчах, Эрнесто только укрепился в своем намерении посвящать всё время дебютной подготовке.

Я доказывал, что дебют у него достаточно хорош, и это не только мое мнение, но и оценка гораздо лучше меня разбирающихся в данном вопросе Звягинцева и Болога- на. А достичь уровня Крамника или Леко всё равно нереально - ведь на них в течение многих лет работали бригады специалистов. Да и вообще, принципиально неправильно замыкаться на одной лишь дебютной подготовке - в ущерб совершенствованию своей игры и тренировке различных навыков. Но мои убеждения не подействовали, Эрнесто фактически отказался от тренировочных занятий, и мы с ним встречались только для того, чтобы обсудить партии его последних турниров.

145

Ваня Попов и Боря Грачев решают тест, Тренировочный сбор, Истра, 2009 год

Инаркиев поставил себе целью успешно выступить в Кубке мира 2007 года и выиграть Суперфинал. Когда он изложил свои планы, я заметил:

- Интересно, после того, как ты всего этого не добьешься, тогда хоть поймешь, что встал на неправильный путь?

Как выяснилось, не понял. Несмотря на ранний вылет из Кубка мира и пятидесятипроцентный результат в Суперфинале, Эрнесто упрямо продолжал действовать в том же ключе, советам не следовал. В серии Гранпри ФИДЕ, в которую его включили от Элисты, проводившей один из турниров, он не выдерживал конкуренции с сильными соперниками, занимал места в хвосте турнирных таблиц. Характерен первый турнир серии в Баку в апреле 2008 года. Проделанная Инаркиевым интенсивная работа сказалась: ни в одной партии по выходу из дебюта он не стоял хуже, в некоторых добивался совершенно выигранных позиций. Но что тол
ку от мощного дебюта, если шахматист дальше всё портит и занимает в итоге последнее место?!

Как результат отсутствия тренировок, в дополнение к известным ранее игровым недостаткам стали появляться новые слабости. И поскольку менять свой подход к занятиям Инаркиев не собирался, я решил, что продолжать совместную работу нам не имеет смысла. Конечно, мы не ругались, не ссорились, отношения у нас остались хорошими. Но, расставаясь, я сказал Эрнесто достаточно жесткие слова: предсказал, что своими действиями он навсегда закрыл себе дорогу в шахматную элиту. Последующие события подтвердили мой вывод: результаты продолжали снижаться. В очередном Суперфинале Эрнесто одержал всего лишь одну победу при четырех поражениях, а следующие годы и вовсе не выходил в суперфинал из высшей лиги. Многие молодые шахматисты обогнали его и по совокупности успехов, и в рейтинговой «табели о рангах».

В конце 2008 года я начал заниматься с талантливым молодым гроссмейстером Иваном Поповым. Мы работали примерно год, за это время рейтинг Вани подрос пунктов на 70. Но цифрами я не обманывался - видел, что в игре существенного прорыва, перехода на новый уровень пока не произошло, да и ярких спортивных достижений не имелось.

Я считал, что всё это - дело времени, был настроен оптимистично. Однако весной 2010 года Ване пришлось перебраться в Санкт- Петербург, куда перевели работать его отца. Оттуда он почему-то перестал выходить со мной на связь.

Через несколько месяцев Попов вернулся в Москву, но в контакт со мной не вступал. Играл редко и не слишком успешно. Лишь в конце 2011 года он написал мне большое откровенное письмо и попросил возобновить наши занятия. Я согласился.

Не берусь предсказать, что из этого получится, но первые результаты обнадеживающие. В двух сильных опенах начала 2012 года Ваня играл интересно, увеличил свой рейтинг. В большом блицтурнире, состоявшемся сразу по окончании «Аэрофлот опена», он разделил 3-4 места (позади Карякина и Грищука), опередив Морозевича, Свидлера, Каруану и еще многих сильных гроссмейстеров. А затем стал чемпионом Москвы с результатом 8 очков из 9-ти. В интервью по окончании чемпионата Попов сказал:

После почти двухлетнего перерыва возобновил занятия с Марком Израилевичем Дворецким. Хочу выразить ему большую благодарность за неоценимую помощь: он помог мне набрать оптимальную форму и, самое главное, вернуть уверенность в своих силах. Я считаю, что без его занятий этот результат был бы невозможен.

  читать следующую главу 

ООО «Шахматы»

Санкт-Петербург

время работы с 10-00 до 19-00

тел. 983-03-53 или 8-905-223-03-53

 SKYPE - Piterchess

 ICQ - 229-861-097

 VIBER: +79052230353

 info@64ab.ru