Под знаком Фемиды
В 1923 году в биографии дома № 14 по Пречистенское му бульвару произошел крутой поворот, изменивший его предназначение. Особняк был передан в ведение Народного комиссариата юстиции РСФСР, и в нем разместился Верховный суд РСФСР, занимавший тогда также дома № 6 и №16 по Пречистенскому бульвару.
Верхсуд РСФСР, как в то время сокращенно его называли, был наделен большими правами. Он осуществлял контроль над всеми без исключения судебными органами республики, рассматривал в кассационном порядке решенные губернскими судами дела, а в порядке надзора — все судебные дела, а также рассматривал, в качестве суда первой инстанции, уголовные и гражданские дела особой государственной важности.
В первые годы после Октября к работе в аппарате суда привлекались высококвалифицированные юристы, доказавшие свою верность Советской власти. Рядом с ними трудились, постигая премудрости судопроизводства, рабочие и служащие, еще совсем недавно участвовавшие в революционных событиях, в сражениях гражданской войны, а теперь направленные партией на охрану социалистической законности.
Председателем Верховного суда РСФСР был утвержден в 1923 году Петр Иванович Стучка, юрист по образованию, проработавший на этом посту до самой своей кончины в 1932 году. Его назначение не было случайным. К руководству Верховным судом РСФСР 58-летний П. И. Стучка пришел опытным государственным и партийным деятелем, знатоком гражданского права.
Родом из латышских крестьян, Стучка в 1888 году окончил юридический факультет Петербургского университета. С ноября 1917 года по декабрь 1918 года он являлся наркомом юстиции РСФСР, а затем, будучи в 1918—1920 годах председателем Советского правительства Латвии, одновременно выполнял в 1919— 1921 годах обязанности заместителя наркома юстиции РСФСР.
Вступив в ряды Коммунистической партии в 1895 году, П. И. Стучка прошел большой и трудный путь революционера, многократно подвергался арестам и ссылкам. Он был одним из основателей Коммунистической партии Латвии. Участвовал в революции 1905—1907 годов. После Февральской революции 1917 года Стучка являлся членом Петроградского комитета РСДРП (б) и исполкома Петроградского Совета, был делегатом 7-й (Апрельской) Всероссийской партийной конференции и 6-го съезда РСДРП (б). Пламенный большевик, П. И. Стучка участвовал в Октябрьском вооруженном восстании 1917 года в Петрограде, его страстное слово привело в ряды восставших латышских стрелков. Он был делегатом 2-го Всероссийского съезда Советов.
После Великого Октября соратники Петра Ивановича Стучки, высоко ценившие его как стойкого революционера, не раз оказывали ему доверие, направляя делегатом на партийные съезды, причем на 7-м и 9-м съездах он избирался кандидатом в члены Центрального Комитета партии, а на 8-м — членом ЦК ВКП(б). Стучка много лет был членом ВЦИК и ЦИК СССР. За заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством его наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Петр Иванович Стучка внес значительный вклад в развитие теории государства и права и гражданского права, написал много теоретических работ по этим вопросам. Исключительно деятельный, целеустремленный, Стучка был одним из создателей, а затем и директором Института советского права, профессором Московского государственного университета, заведующим кафедрой гражданского права. Под его руководством готовилась и в 1925—1927 годах вышла трехтомная «Энциклопедия государства и права ».
А когда 25 января 1932 года оборвалась жизнь Петра Ивановича Стучки, его похоронили на Красной площади у Кремлевской стены. Память об этом государственном и партийном деятеле живет и поныне — его именем названы Латвийский государственный университет, морской танкер, районный центр в Латвийской ССР, а в Риге в 1962 году установлен памятник П. И. Стучке, здесь его именем названа улица и одна из школ города.
Возглавляя Верховный суд РСФСР, основным зданием которого являлся дом № 6 на Пречистенском (а с 1924 г.— Гоголевском) бульваре, Петр Иванович Стучка часто бывал и в особняке под № 14, где размещались судебные и кассационные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также дисциплинарная коллегия. Он интересовался организацией работы, вникал в содержание рассматриваемых дел, обсуждал их с руководителями подразделений.
В зданиях Верховного суда республики, располагавшихся на Пречистенском (Гоголевском) бульваре, в тот период нередко можно было встретить и Николая Васильевича Крыленко. Этот государственный и партийный деятель был тогда еще сравнительно молод — Октябрьскую революцию он встретил 32-летним. Крыленко был полон сил и энергии. Опираясь на знания, полученные до революции на историко-филологическом факультете Петербургского университета и на юридическом факультете Харьковского университета, на большой личный революционно-политический опыт, Николай Васильевич уже начиная с марта 1918 года работал в органах советской юстиции.
В 1931 году он был назначен наркомом юстиции РСФСР, а в 1936 году — наркомом юстиции СССР.
...Николай Крыленко, родившийся в, деревне Бехтеево Смоленской области в семье политического ссыльного, с молодых лет участвовал в революционном движении. Вступив в ряды Коммунистической партии в 1904 году, он принимал участие в революции 1905—1907 годов, вел партийную работу в Петербурге и Москве, в войсковых частях на фронте и в тылу, печатался в большевистских газетах. Крыленко был делегатом 1-го Всероссийского съезда Советов и членом его президиума от большевистской фракции. Будучи членом Петроградского Военно-революционного комитета, он являлся одним из руководителей штурма Зимнего дворца.
А когда формировалось первое Советское правительство, Николай Васильевич Крыленко вошел в состав Совета Народных Комиссаров, стал членом Комитета по военно-морским делам. 9 ноября 1917 года Н. В. Крыленко был назначен Верховным главнокомандующим и наркомом по военным делам. Предстояло укрепить порядок и дисциплину в воинских подразделениях, вставших под знамена Октябрьской революции, ускорить заключение мирного договора с Германией. И из Петрограда полетели пламенные, решительные слова воззвания «Радио всем!», призывавшие солдат революционной армии и матросов революционного флота выбирать из своих рядов уполномоченных и вступать в переговоры с неприятелем.
Воззвание было подписано: от имени правительства Российской республики Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин), народный комиссар по военным делам и Верховный главнокомандующий Н. Крыленко.
Вскоре, вслед за этим воззванием, Крыленко выехал в прифронтовые районы, лично сместил в Могилеве начальника штаба ставки Временного правительства Духонина, препятствовавшего заключению мира. Ставка стала советской, и первый народный главком отдал тогда свой первый приказ, призывавший солдат и матросов к революционной сплоченности, к борьбе за мир.
Участник штурма Зимнего, Н. В. Крыленко был делегатом шести съездов партии, причем на 15-м и 16-м съездах избирался членом ЦК ВКП(б), являлся членом ВЦИК и Президиума ВЦИК.
Зта биография будет неполной, если не сказать, что Н. В. Крыленко находил еще время и для активной общественной деятельности. Он возглавлял Всесоюзное общество пролетарского туризма и секцию альпинизма, был в 1928—1934 годах участником и одним из руководителей научных экспедиций Академии наук СССР на Памир.
Имя Николая Васильевича Крыленко неотделимо от истории становления и развития шахматного движения в нашей стране. Ведь он, начиная с 1924 года и по 1938 год, руководил шахматно-шашечной организацией СССР, был инициатором проведения в 1925, 1935 и 1936 годах международных шахматных турниров в Москве. Крыленко стал одним из основателей и многолетним редактором шахматно-шашечного журнала, а позднее газеты «64».
В последнее время в периодической печати появился ряд материалов, в которых, в частности, говорится о негативной роли Крыленко, выступавшего в качестве государственного обвинителя на некоторых политических процессах конца 1920 — начала 1930-х годов. Историкам еще предстоит дать объективную, научно обоснованную оценку деятельности Крыленко во время его работы в органах юстиции.
В период сталинских репрессий, когда в нашей стране были допущены грубейшие отступления от принципов социализма, трагически оборвалась жизнь и самого Н. В. Крыленко. В 1938 году он был арестован и расстрелян. Позже Крыленко был посмертно реабилитирован.
Входя в особняк под № 14 на Пречистенском (Гоголевском) бульваре, где размещался Верховный суд РСФСР, Крыленко, большой энтузиаст шахмат, ценитель этой древней игры, не мог предполагать, что здесь спустя 30 лет будет находиться Центральный шахматный клуб СССР. В те годы даже для него это показалось бы несбыточной фантазией. Ведь в 1920-е годы любители шахмат и шашек имели в своем распоряжении только скромные, небольшие комнаты в профсоюзных клубах.
В 1929 году Верховный суд РСФСР, рассредоточенный в трех зданиях на Гоголевском бульваре — № 6, 14 и 16, что затрудняло организацию его работы, переместился на Воздвиженку, в дом № 5 (Воздвиженка — старая часть проспекта Калинина) .