ООО «Шахматы», Санкт-Петербург,
тел: +7-905-223-03-53

Последние годы фон Мекк

Новым владельцем особняка на Пречистенском бульваре, с уменьшенным до нынешних границ земельным участком, стал крупный промышленник камер- юнкер Владимир Карлович фон Мекк. Он был старшим сыном умершего в 1876 году инженера-путейца Карла Федоровича фон Мекк, который, участвуя в строительстве Московско-Рязанской и других железных дорог, а затем будучи концессионером Курско- Киевской и Либаво-Ровенской железных дорог, приобрел миллионное состояние.

. После смерти отца Владимир Карлович стал заведовать коммерческими предприятиями семьи, продолжая жить на Мясницкой улице (с 1935 г.—ул. Кирова) в доме своей матери — Надежды Филаретовны фон Мекк, урожденной Флоровской. Там же жили его братья Николай и Александр, сестра Юлия. Преуспевающий в делах Владимир Карлович первым покинул родительский дом, купив в 1885 году особняк на Пречистенском бульваре.

Семья фон Мекк была известна не только своим успешным предпринимательством, но и участием в культурной жизни России. Надежда Филаретовна являлась горячей поклонницей и покровительницей русской музыки и в особенности творчества П. И. Чайковского. Она щедро материально помогала наиболее талантливым музыкантам. В ее доме, открытом для немногих, часто раздавались звуки музыки. У хозяйки имелась замечательная коллекция скрипок, начиная от старинных итальянских — Страдивари, Амати, Гварнери — и кончая чудесными русскими инструментами, выполненными шереметевским крепостным И. А. Батовым, играть на которых было одно наслаждение. Неплохо музицировала на пианино и сама Надежда Филаретовна.

Ее сыновья Владимир и Александр были известны в мире искусства как коллекционеры картин. Оба они являлись серьезными конкурентами для П. М. Третьякова, ибо, как писал создатель известной картинной галереи в ноябре 1876 года художнику И. Н. Крамскому, «фон-Мекки имеют громадные средства» и с ними трудно тягаться в собирании произведений живописи.

Но в 1889—1890 годах младших членов семьи фон Мекк постигли материальные и нравственные неудачи, а Владимира Карловича к тому же и тяжелый недуг. Надежда Филаретовна переехала в его дом, и с 1891 года особняк на Пречистенском бульваре значился в адресно-справочной книге «Вся Москва» за ней. Любимый сын умирал от длительной, мучительной болезни на глазах матери, и, когда он скончался в 1892 году в сорокалетием возрасте, Надежда Филаретовна сама оказалась тяжело больным человеком.

К этому времени уже прервались теплые, дружеские отношения между Надеждой Филаретовной фон Мекк и Петром Ильичом Чайковским, длившиеся четырнадцать лет, с 1876 но 1890 год. Они ни разу не виделись лично, и средством общения между ними была лишь обширная переписка, насчитывающая 1200 писем. Они обменивались в письмах мнениями о музыкальных новостях, композитор рассказывал о зарождавшихся у него творческих замыслах, а Надежда Филаретовна писала о впечатлениях, вызванных его новыми сочинениями, выражала уверенность в грядущих успехах. Письма охватывали широкий круг тем и носили характер интимной сердечной беседы. Получаемая от Н. Ф. фон Мекк ежегодная субсидия в шесть тысяч рублей позволяла Чайковскому полностью отдаваться композиторскому труду. В знак признательности он посвятил Надежде Филаретовне Четвертую симфонию (фа минор), написав на титульном листе нот «Моему лучшему другу».

Это произведение, написанное в 1876—1877 годах, проникнуто высоким патриотизмом, жизнелюбием. В первой части симфонии Чайковский выражает свою ненависть к смерти, говорит о той радости, какую дает человеку общение с природой, творчество. Это было выражение торжества жизни в песне, в ней сочеталась и нежная лирика, и отражение различных коллизий в судьбе человека, и картины народного быта, народного гулянья. А в финале симфонии отчетливо звучала напевная задушевная мелодия:

Во поле березонька стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли-люли, стояла,

Люли-люли, стояла...

Жизнеутверждающий лейтмотив Четвертой симфонии пришелся по душе Надежде Филаретовне, и она в письмах Петру Ильичу называла ее нашей симфонией. Так, 24 июля 1889 года, находясь на собственной даче в Сокольниках, на Ширяевом поле, она писала Чайковскому: «...я наслаждалась звуками нашей симфонии, Второго и Третьего квартета, Славянского марша и других Ваших сочинений, которые меня приводят в такой восторг, что я перестаю сознавать все окружающее и уношусь в какой-то другой мир, который мне создают эти чудные звуки. Слушая их, я каждый раз благословляю Вас за то благо, которое Вы доставляете человечеству, за то облегчение, какое Вы доставляете в жизни — моей, например, так бедной радостями и счастьем. Я только и нахожу счастье и восторг в музыке, только при ней я становлюсь полным человеком, становлюсь сама собою...» 2

Своему лучшему другу — Надежде Филаретовне фон Мекк посвятил негласно Чайковский и Первую сюиту.

Однако в конце 1880-х годов дружеская переписка между композитором и его горячей поклонницей стала угасать. Письма все больше приобретали характер отчета о текущей жизни, что явилось следствием ряда причин. 22 сентября 1890 года Чайковский получил последнее письмо от Надежды Филаретовны, в конце которого высказывалась просьба не забывать и вспоминать ее иногда.

Прекращение переписки было большой неожиданностью для Петра Ильича, и он пытался еще в течение восьми месяцев поддерживать отношения со «своим лучшим другом» через посредство В. А. Пахульского — личного секретаря и зятя Н. Ф. фон Мекк. 6 июня 1891 года Чайковский написал письмо Пахуль- скому, где высказывал свою горечь по поводу разрыва с Надеждой Филаретовной, на которое получил заверение, что Н. Ф. фон Мекк относится по-прежнему к композитору и только по болезни не может писать. С этим ответом Пахульский вернул Чайковскому его письмо, отняв тем самым у Петра Ильича последнюю надежду на общение с Надеждой Филаретовной.

Тем не менее Чайковский предпринял еще одну попытку наладить отношения с Надеждой Филаретовной и сам приехал однажды в 1891 году в особняк Н. Ф. фон Мекк на Пречистенском бульваре, в тот самый дом, о котором идет речь в этой книге.

Вспоминая об этом, Анна Львовна фон Мекк-Давыдова, племянница композитора, вышедшая в 1884 году замуж за сына Надежды Филаретовны — Николая Карловича, писала: «...Узнав, что я еду за границу к маме, Петр Ильич заговорил со мной об этой своей сердечной ране и просил переговорить с ней. И тут я узнала, как больно он переживал этот разрыв. Впечатления от этого разговора настолько были сильны, что помню всю внешнюю обстановку, где мы находились: было это в чайной маминого дома на Пречистенском бульваре. Также запечатлелся в моей памяти и мой разговор с мамой в Висбадене... Тогда я тоже впервые поняла, как тяжело она пережила разрыв с дядей. Ее чувство восторженного поклонения дяде не изхменилось...» 3

Петр Ильич Чайковский скончался 25 октября 1893 года в Петербурге, а следом за ним, 13 января 1894 года, в Ницце ушла из жизни и Надежда Филаретовна фон Мекк. Их переписка, составившая три объемистых тома, является одним из главнейших источников, к которому обращаются исследователи, изучающие биографию и творчество великого композитора.

 читать следующую главу    

ООО «Шахматы»

Санкт-Петербург

время работы с 10-00 до 19-00

тел. 983-03-53 или 8-905-223-03-53

 SKYPE - Piterchess

 ICQ - 229-861-097

 VIBER: +79052230353

 info@64ab.ru