ООО «Шахматы», Санкт-Петербург,
тел: +7-905-223-03-53

Взгляд из настоящего в прошлое

Дом № 14 на Гоголевском бульваре хорошо известен многим москвичам, жителям других городов и сел Советской страны главным образом потому, что в нем более тридцати лет размещается Центральный шахматный клуб СССР. Необычайная популярность шахмат то и дело привлекает внимание миллионов людей к этому старинному московскому особняку, где проводятся соревнования ведущих советских шахматист тов, решаются важные вопросы развития шахматношашечного движения в стране. Однако мало кто знает о богатой истории этого здания, которое было возведено более 165 лет назад.

Автор книги, решив в свое время подробно исследовать биографию особняка, изучил многочисленные архивные документы и литературные источники. Это позволило выяснить, что история дома связана с судьбами декабристов, с жизнью многих видных деятелей русской культуры. В советское врехмя здесь часто бывали по служебным делам видные партийные и государственные деятели и в их числе член Коммунистической партии с 1895 года П. И. Стучка.

О результатах своих исследований автор и рассказывает в этой книге.

Однако прежде чем отправиться мысленно в далекие от нас времена, когда этот дом только еще был построен, посмотрим на его нынешний облик. Перед нами красивое двухэтажное здание. Его отличают размеренный ритм пропорций, четкость линий и выдержанный в строгой манере декор. В оформлении бывшего дворянского особняка видны элементы различных архитектурных стилей — древнерусского зодчества и классицизма, готики и модерна. Но они настолько виртуозно скомпонованы, что не вступают в противоречие, а дополняют друг друга, и здание воспринимается как незаурядное произведение архитектуры.

А первоначально, более 160 лет тому назад, особняк имел менее торжественный фасад, в его декоре тогда, разумеется, отсутствовали детали и мотивы, присущие более поздним архитектурным направлениям. Чтобы проследить за происшедшими с тех пор изменениями и познакомиться с биографией дома в широком плане, обратим свой взор во второе-третье десятилетие XIX века. Тогда, отпраздновав победу в войне, навязанной Наполеоном, Россия восстанавливала города и села, порушенные неприятелем. Большой объем строительных работ предстояло осуществить в Москве, где две трети всех зданий погибло в огне пожара, полыхавшего с 2 по 8 сентября 1812 года. Для руководства восстановительными и реконструктивными работами была создана Комиссия для строения Москвы, по проектам которой тогда заново перепланировали и перестроили значительную часть города.

Большие работы велись и в том районе, где ныне пролегает Бульварное кольцо, а прежде стояли стены Белого города. Они в то время сносились. По соседству с ними застраивались образовавшиеся после пожара пустыри, ремонтировались пострадавшие от огня, но уцелевшие здания.

Определилась и судьба пустовавшего земельного участка, на котором ныне стоит описываемый нами дом. Этот земельный участок принадлежал А.А.Турчаниновой, называемой в документах полковницей, и значился тогда «на проезде подле Белого города» в 5-м квартале Тверской части под № 408. Площадь участка составляла 1228 квадратных сажен. В настоящее время на этой территории по Гоголевскому (до 1924 г.— Пречистенскому) бульвару находятся два дома — № 14 и 16.

Освоить такой участок заново после пожара 1812 года было, конечно, трудно. И видимо, поэтому 1 марта 1822 года Турчанинова подписала купчую, согласно которой принадлежавшая ей земля перешла к Екатерине Ивановне Васильчиковой, жене подпоручика Александра Ивановича Васильчикова. Испытывая материальные затруднения, Васильчикова спустя пять месяцев заложила землю в Комиссии для строения Москвы. Этой Комиссии государственное казначейство выделяло ассигнования не только на общегородские работы, но и на взаимообразные выдачи денег частным застройщикам сроком на пять лет, и притом без взимания процентов. Подобными ссудами в 1815— 1829 годах, на общую сумму 2 миллиона 333 тысячи рублей, а в среднем на каждого более восьми тысяч рублей, воспользовались в Москве 280 человек. Была в их числе и Е. И. Васильчикова.

Получение государственной ссуды сразу же ускорило дело. К участку Васильчиковой потянулись телеги с кирпичом и лесом, с партиями работных людей. Почти одновременно под приглядом строителя Е. В. Ляпунова возводились и жилые и подсобные каменные строения. В это же время велись посадки фруктовых деревьев, возделывался огород.

Вскоре на недавно пустовавшей, обожженной пламенем пожара земле уже располагалось благоустроенное владение. Два двухэтажных жилых дома, один из которых был построен в стиле классицизма, с высокими окнами, а другой — в древнерусском стиле, выходили фасадами на проезд подле Белого города. А за ними, по задней линии дворовой территории, располагались три нежилых строения.

Все эти здания сохранились и поныне, хотя за минувшие более чем полтора столетия они не раз подвергались частичной перестройке и несколько изменили свой внешний вид. Ведь до Советской власти они семь раз переходили из рук в руки, и каждый новый владелец что-то переделывал, благоустраивал, исходя из своих вкусов и потребностей.

Особенно это коснулось двух жилых домов бывшего владения Е. И. Васильчиковой: в 1850—1860-е годы они были объединены в одно здание, в центре которого построили большой зал и другие парадные помещения. И сегодня, когда мы смотрим на особняк, в котором размещается Центральный шахматный клуб СССР, нам трудно представить, что в первой половине прошлого столетия здесь стояли два самостоятельных дома.

Первоначально, как это обозначено на плане, составленном в январе 1826 года, главный жилой дом с высоким вторым этажом имел длину по фасаду 25,6 метра. Он отстоял на 11 метров от другого, более низкого здания, построенного в русском стиле, и протянувшегося в длину на 17 метров. Общая площадь главного дома, имевшего вначале прямоугольную форму, была в то время вдвое меньше теперешней. На плане владения от 1862 года, с которым автору удалось познакомиться, уже видно, что здания перестроены и объединены в одно целое.

Об укладе жизни владельцев вновь построенного дома трудно, конечно, говорить спустя столько лет. Будем исходить из их родословной, из тех событий, которые вскоре здесь произошли.

Как уже было сказано, владение принадлежало Екатерине Ивановне Васильчиковой, до замужества Грековой. Ее супруг подпоручик Александр Иванович Васильчиков был из старинного рода, занесенного в списки Московского дворянства еще в 1550 году. У них был сын Николай, родившийся 9 мая 1799 года. Он получил первоначальное образование дома под руководством гувернера француза Кюри, ставшего впоследствии учителем французского языка у Н. П. Огарева. Затем Николая определили в Пажеский корпус, откуда он был выпущен в 1820 году юнкером в Кавалергардский полк, расквартированный в Петербурге. Там он служил в период, когда его родители строили в Москве дом, в чине корнета.

Небезынтересно, что двоюродным братом А. И. Васильчикова был генерал Николай Иванович Васильчиков, владевший имением в подмосковном селе Ло- пасня (с 1954 г.— город Чехов). Он был женат на Марии Петровне Ланской, сестре генерал-майора Петра Петровича Ланского, женившегося в 1844 году на вдове погибшего поэта А. С. Пушкина — Наталье Николаевне и ставшего отчимом ее малолетних детей. Имение Васильчиковых в Лопасне с прекрасным парком и чудесными прудами было в конце XIX — начале XX века подмосковным «гнездом» потомков великого поэта. Туда часто приезжали и подолгу жили дети, а потом внуки и правнуки А. С. Пушкина. Вместе с ними в те годы жили там Васильчиковы, Ланские, Гончаровы, связанные между собой близким родством. Там же в Лопасне на прицерковном кладбище и похоронены многие потомки Пушкина. А дом Васильчиковых в Лопасне сохранился до наших дней.

 читать следующую главу    

ООО «Шахматы»

Санкт-Петербург

время работы с 10-00 до 19-00

тел. 983-03-53 или 8-905-223-03-53

 SKYPE - Piterchess

 ICQ - 229-861-097

 VIBER: +79052230353

 info@64ab.ru