Партия жизни.
У каждого шахматиста, даже если он скромный, ни на что не претендующий любитель, бывает «партия жизни». Для одних это партия, которая позволила добиться наибольшего спортивного успеха, для других — доставившая величайшее наслаждение эффектной атакой с жертвами нескольких фигур, для третьих — это поединок, в котором в единое нерасторжимое целое слились глубокий стратегический замысел и изящное тактическое завершение борьбы.
Иногда «партий жизни» бывает несколько — трудно ведь выделить какую-либо одну, чаще всего сердце прикипает к нескольким партиям, каждая из которых по своему мила, хотя бы тем, что, играя ее, вы испытывали необыкновенное вдохновение.
Долгое время мне казалась моим лучшим шедевром партия с Верой Тихомировой, сыгранная в полуфинале СССР 1958 года в Батуми. Играли мы в летнем театре городского парка, там было много публики, а на меня скопление зрителей всегда действует воодушевляюще. И это несмотря на то, что по натуре я была тогда стеснительная: когда приходилось выступать перед большой аудиторией, смущалась, мне трудно было выдавить из себя даже несколько фраз.
Возможно, это объясняется тем, что мне уже в очень раннем возрасте приходилось выступать перед взрослыми и очень уважаемыми «дядями», которые к тому же
ждали от меня откровений. Помню, однажды после победы в первенстве Грузии в 1956 году, где я, 15-летняя девочка, набрала 1572 очков из 16, меня пригласили в редакцию республиканской газеты «Коммунист», сделали подарок и попросили что-нибудь сказать. В небольшой заметке по этому поводу сообщалось, что после различных поздравлений с ответным словом выступила Нона Гаприндашвили.
Насчет «ответного слова» это было сказано слишком сильно, хотя и абсолютно точно. Я действительно произнесла ответное слово, но... одно-единственное: встав, я оглядела присутствующих, покраснела и неожиданно для самой себя вместо заготовленных «красивых» фраз сказала смущенно «спасибо» и села. Тем не менее, мое «ответное слово» было встречено общим смехом, в целом, как мне кажется, одобрительным.
Должна сказать, что вообще-то я у себя в родном Зугдиди чрезмерной стеснительностью не отличалась. По-видимому, на меня парализующе действует — сейчас, правда, уже меньше — именно торжественность, парадность обстановки. В привычной среде, получив неплохую практику в бесконечных играх с братьями и соседскими мальчишками, я была сорванцом. (Между прочим, зная мой нрав, родители не покупали мне кукол: я в них никогда не играла, да и не стала бы играть. Первая кукла появилась у меня, когда я уже была чемпионкой мира: ее подарили мне подруги — студентки института иностранных языков. Теперь, когда мне дарят куклы, я отдаю их обычно племянницам.)
Как-то, помню, в тринадцать лет я пошла на рынок за каштанами.— очень люблю их и жареными, и сырыми, и особенно вареными. Выбрав каштаны, я попросила взвесить килограмм и полезла в карман за деньгами, но, увы, их не оказалось. Я стала оглядываться, и тут стоявшая рядом женщина показала мне глазами на мальчишку в шинели — это он вытащил у меня деньги. Я подбежала к нему с криком: «Эй, мальчик, заплати-ка за мои каштаны!» Он безропотно вынул деньги.
Однажды я что-то натворила, и на меня рассердился наш сосед Гено Джигушия. Он сердито накричал на меня. Вступать с ним в перебранку я не смела — у нас старшие люди в особом почете, да и потом он был вообще уважаемый человек, да к тому же еще и сосед. И все же я нашла выход: подумав, я строго сказала ему: «Кричи, кричи! Ты еще не знаешь, кем я буду, когда вырасту!»
Но вернемся к партии с Тихомировой. Хотя к тому времени я еще не имела очень крупных успехов (в 1956 году, в первом своем финале чемпионата СССР, разделила 7—9-е места, а в следующем— 11—13-е), тем не менее, у меня уже начал складываться стиль, который стали потом называть мужским — при всей симпатии к своему полу я горжусь такой характеристикой. Я была тогда сильным тактиком и вместе с тем уже начинала входить во вкус стратегии. Моим преимуществом был, помимо всего прочего, юный возраст: встречаясь со взрослыми, я не боялась проиграть, я вообще ничего не боялась — меня мало заботил результат, мне был чужд тогда какой-либо практицизм. Поэтому я могла позволять себе любые творческие эксперименты, охотно шла на обоюдоострые позиции, где все «висит» на обоих флангах, где не только неприятельский, но и собственный король испытывает тревогу,
А шахматистки, откровенно говоря, очень не любят, когда их тылы оказываются под угрозой. Шахматистки (да и шахматисты тоже!) предпочитают, как правило, получить позиционный перевес, еще лучше — материальный, по возможности без риска. Я же действовала по-иному, не боялась риска, а захват инициативы считала своей главной целью в каждой партии.
К этому, помимо моего характера, помимо влияния моих тренеров, был причастен еще и Михаил Таль. С 1956 года, когда он впервые выступил в чемпионате страны, я восхищалась его партиями, а после проходившего в Тбилиси чемпионата 1959 года, где я не пропустила ни одного тура, и вовсе стала убежденной «фаталисткой».
В чемпионате Грузии 1956 года, например, я могла во встрече с Лианой Хачапуридзе выиграть ферзя за два слона и пешку. По-видимому, этого тоже было достаточно для победы, и подавляющее большинство шахматисток так бы на моем месте и поступили. Но мне не понравилось, что в этом случае фигуры Лианы, особенно слоны, оживали, и я отказалась от материальных благ и сама пожертвовала фигуру, резко активизировав свои войска. Этот небольшой эпизод раскрывает особенности моей тогдашней игры — острой, агрессивной.
Итак, в батумском полуфинале меня очень устраивала обстановка — оживленная публика, море, не говоря о том, что с этим чудесным городком у меня было уже связано немало приятных воспоминаний. Словом, игралось мне свободно, легко, я наслаждалась шахматами. Так вот, в партии с Тихомировой я пожертвовала ферзя всего-навсего за слона! Причем за эту жертву я получила очень опасную инициативу, но и только!
Потом я анализировала эту партию вместе с известным грузинским мастером Виктором Арсеньевичем Гоглидзе, и выяснилось, что при правильной игре с обеих сторон борьба должна была закончиться вничью. Но в том-то и дело, что находить сильнейшие ответы в возникшей ситуации моя опытная противница уже не могла. Не побоюсь сказать, это была типично талевская жертва, и далеко не каждый мастер, даже и мужчина, пожелал бы расстаться со своей сильнейшей фигурой только за инициативу, причем без какой-либо ясной компенсации в ближайшем будущем.
Тихомирова, насколько могу судить, была ошеломлена. Такую игру женщины, по крайней мере тогда, не выдерживали — это был непривычный Для них, жесткий, бьющий по нервам стиль. Моя противница стала подолгу задумываться, и дошло до того, что на последние шестнадцать ходов у нее остались считанные секунды. Мне стало ясно, что Тихомирова просто физически не успеет сделать до контроля положенные сорок ходов. Здесь я допустила характерную ошибку: сама стала быстро играть и, конечно, испортила концовку партии, но на результате это отразиться не могло — Тихомирова просрочила время.
Несколько лет, повторяю, эта партия была моей любимицей.
Но затем другая встреча оттеснила ее, став «партией жизни», и до сих пор, накопив уже большой опыт, я не вижу ей достойной замены. Случилось это в 1961 году на турнире претенденток в югославском курортном городке с несколько странно звучащим названием Врнячка-Баня. Я в свои двадцать лет не только впервые участвовала в турнире претенденток, но, если не считать поездки с командой Грузии в Румынию в том же году, вообще впервые участвовала в турнире за рубежом.
Забегая вперед, скажу, что я заняла первое место и завоевала право встретиться в матче с тогдашней чемпионкой мира Елизаветой Быковой. Но здесь мне хочется пока рассказать только об одной встрече, встрече, скорее всего предрешившей исход турнира и укрепившей меня во взглядах на шахматное искусство вообще и на мое шахматное призвание в частности. Партия эта обошла мировую шахматную печать, концовку ее анализировали многие гроссмейстеры, что мне, естественно, было приятно, хотя гордиться я могла лишь второй половиной партии.
Эта партия — против талантливой югославской шахматистки Милунки Лазаревич — состоялась в десятом туре в момент, когда у меня было 7 очков из 8, а у Лазаревич — 6. Стало быть, соперница в случае ее удачи меня догоняла, а, учитывая, что турнир близился к финишу, победа, помимо всего, давала бы Милунке бесспорное психологическое преимущество. Словом, надо было готовиться к тому, что противница предпримет штурм, тем более что она играла белыми.
В неизбежности такого штурма, впрочем, можно было не сомневаться уже по одному тому, что моей соперницей была Лазаревич. Литератор по профессии, живая и впечатлительная, Лазаревич — одна из самых ярких фигур в женских шахматах шестидесятых годов.
Натуру несколько артистичную, даже богемную, Лазаревич в шахматах привлекают только атаки, комбинации и жертвы. К позиционной игре, к шахматному скопидомству, к накапливанию мелких преимуществ она испытывает откровенную неприязнь, чтобы не сказать отвращение. Если партия, не дай бог, переходит в эндшпиль, особенно такой, где требуется только точность, аккуратность, иначе говоря — голая техника, у Милунки пропадает к игре всякий интерес. Она очень самоуверенна, переубедить ее в чем-нибудь, даже если она явно не права, трудно, чтобы не сказать невозможно. Если при всем этом Милунка Лазаревич умудряется на протяжении очень многих лет быть одной из претенденток на шахматную корону, можно понять, насколько щедро одарена она от природы.
При таком стиле надо обладать «безумством храбрых». Милунке неважно, с кем она играет, пусть даже и с очень сильной противницей — она все равно будет жертвовать пешки, фигуры — лишь бы захватить инициативу, создать атаку, В этой неутолимой жажде наступления, наступления любой ценой — и сила, и слабость этой шахматистки.
Лишенная каких-либо прозаических расчетов, Милунка может пойти на жертву пешки или даже фигуры и тогда, когда к этому нет, по существу, никаких оснований — что называется, из любви к искусству. Но зато когда у нее есть предпосылки к штурму, она крайне опасна.
Неудивительно, что с таким стилем она убирает слабых противниц шутя, во встречах же с сильными многое, если не все, зависит от того, в чьих руках окажется инициатива. Как нетрудно догадаться, дебютную теорию Милунка Лазаревич практически игнорирует: белыми она разыгрывает дебют Берда, черными, в зависимости от первого хода соперницы, сицилианскую или голландскую защиту. Импровизатор по натуре, она главный упор делает на середину игры. Именно середина, миттельшпиль — ее родная стихия, в которой Милунка чувствует себя хищницей, этакой акулой шахматного океана.
В приверженности Лазаревич всего к двум-трем дебютам тоже есть своеобразный вызов: она идет в бой с открытым забралом, не хитря и не ловча. Она как бы говорит своим противницам: вы все знаете обо мне, вот она я перед вами без подвохов — так давайте же начнем честный и бескомпромиссный бой. Правда, применяя одни и те же хорошо изученные ею начала, Милунка и сама в известной степени страхует себя от неожиданностей, но только в известной степени, ибо соперницы, зная ее любимые дебютные схемы, могут исхитриться и преподнести ей неприятный сюрприз.
К сожалению, у Милунки слабое здоровье, к тому же она очень много курит, поглощает в день десятки чашечек крепкого кофе. И все же она умудряется почти в каждой партии нагнетать высокое давление.
Я говорю о Милунке с таким увлечением потому, что мне импонирует ее стиль. Мне не может не нравиться, что Милунка идет на рискованные жертвы даже тогда, когда видит, что, скорее всего, а гака не состоится. Видит это и... ничего не может с собой поделать, не может удержаться от соблазна и, конечно, проигрывает. Мне не может не нравиться ее стиль потому, что в такие минуты в Милунке художница берет верх над спортсменкой, чувство побеждает рассудок. Хоть во мне самой между творческим и спортивным началами обычно существует взаимопонимание, а все же моему грузинскому и шахматному характеру такая романтичность очень по духу.
Милунке так и не удалось сыграть матч на первенство мира, хотя однажды она была очень близка к этому. В турнире претенденток 1964 года, проходившем в Сухуми, Милунка перед последним туром опережала соперниц на очко, причем ей оставалась сравнительно несильная соперница — Грессер, богатая американка, которая даже со слабыми противницами старалась быстро закончить встречи вничью, а потом шла в зал и всласть наслаждалась игрой сильных. Очень самолюбивая, Грессер не любила, однако, когда ее недооценивали, и с фаворитами старалась играть как можно лучше.
Словом, к партии с Лазаревич Грессер тщательно подготовилась, тем более что, как она видела, Милунка не принимала ее всерьез. Между тем ситуация была такова, что Милунке достаточно было свести партию вничью, а уж этого результата она, казалось бы, легко могла добиться.
Короче говоря, Лазаревич села за столик, совершенно не готовая к тяжелой борьбе, на которую настроилась Грессер. Конечно, для шахматистки столь высокого класса это была совершенно непростительная ошибка. В момент, когда решается судьба такого ответственного соревнования, когда становится возможным достижение цели, к которой стремилась столько лет, проявить легкомыслие, забыть алехинское напоминание о том, что партия — это вопрос самолюбия, в данном случае самолюбия независимой по характеру соперницы, не желавшей признавать ничье превосходство?! Но такова уж Милунка...
Грессер получила по дебюту хорошую позицию, усиливала ее каждым ходом и с железной последовательностью довела партию до логического конца. Это тоже, наверное, была партия ее жизни — не сумев как претендентка ничего добиться сама, Грессер в последнем туре оказалась в центре внимания и стала своего рода героиней соревнования.
Боже, какой это был удар для гордой Милунки, которая уже считала себя, наверное, претенденткой! Деликатная Грессер, понимая, какое огорчение причинила она Лазаревич, осторожно спросила ее после партии:
— Милунка, надеюсь, вы не обиделись на меня?
Та посмотрела ей прямо в глаза и холодно ответила:
— Неужели вы думаете, что после этого я вас полюбила?..
Впрочем, у Мидунки оставался еще неплохой шанс, но судьба вновь жестоко над ней посмеялась. Трем победительницам турнира, разделившим первое место, — Лазаревич, Татьяне Затуловской и Алле Кушнир — предстояло сыграть по две дополнительные партии, В первом круге Милунка выиграла у обеих соперниц и вела 2:0! Никто, наверное, в тот момент не сомневался в успехе югославской шахматистки, но она, увы, осталась верна себе. Даже после того, как Милунка проиграла во втором круге Затуловской, ничья в последней партии — с Кушнир обеспечивала ей право на матч. Милунка продержалась в этой партии восемнадцать ходов...
Вот такая противница — неуравновешенная, чрезмерно эмоциональная, иногда даже и легкомысленно относящаяся к борьбе, но в то же время необычайно талантливая и очень опасная в моменты душевного подъема, в штурме, в лихой кавалерийской атаке — противостояла мне, тогда еще недостаточно опытной, но, наверное, такой же смелой, только более спокойной, стойкой, упорной. На том этапе турнира претенденток Лазаревич как раз испытывала душевный подъем, игра у нее, что называется, шла, почти в каждой партии она поднимала свои войска в атаку, и даже если атака иногда бывала больше психической, чем реальной, Милунка, пользуясь растерянностью соперниц, уверенно набирала очки.
Подготовиться к этой партии было нетрудно: играя черными, я знала, что будет дебют Берда, и вместе с моим тогдашним тренером Михаилом Васильевичем Шишовым мы заранее приискали вполне приличный вариант. И все же в дебюте я допустила неточность, и случилось самое страшное, что могло только произойти во встрече с Лазаревич: я уступила ей инициативу.
Чтобы эта инициатива не переросла в стремительную атаку, пришлось отдать пешку. И тут передо мной возникла дилемма, с которой нередко приходится сталкиваться шахматистам: либо переходить в эндшпиль без пешки, заведомо обрекая себя на трудную, а главное, пассивную защиту, либо что-то пожертвовать, в данном случае — отдать ладью за легкую фигуру и перехватить инициативу.
Вообще говоря, играть против Милунки без пешки в эндшпиле, где ей предстоит терпеливая реализация перевеса, не так уж безнадежно, но дело в том, что и я была тогда (как, наверное, и сейчас!) отнюдь не любительницей пассивной обороны. Правда, острая игра, которая неминуемо должна была возникнуть после жертвы, была по душе сопернице, но я все-таки верила, что сумею перехватить инициативу, а вот это-то Милунке придется как раз не по вкусу.
Было еще одно обстоятельство, повлиявшее на мое решение. Мой первый учитель Вахтанг Ильич Карселадзе, обладавший, помимо других достоинств, редкостной тренерской интуицией, старался развивать во мне, как и в других своих учениках, в первую очередь то, к чему лежала моя душа. Не навязывать свои взгляды, не ломать натуру учеников, не подминать их творческие вкусы под свой собственный, а всячески способствовать прорастанию тех семян, которые уже были посеяны природой, — вот что было одним из его основных педагогических принципов.
Помню, как-то я прочитала в «Советском спорте» интервью с англичанином Фредом Перри — одним из крупнейших в мире знатоков тенниса. В этом интервью Перри высказал свое убеждение в том, что современный теннис — это проблема индивидуальности. Не угнетать индивидуальность, не сглаживать острые углы личности теннисиста, а всячески развивать то неповторимое, что присуще данному спортсмену, — вот в чем, по мнению Перри, заключается задача каждого тренера. Даже если теннисист выполняет тот или иной удар технически не совсем верно, но добивается при этом эффективности, то не нужно ломать его технику, не нужно переучивать.
Я полностью согласна с этой точкой зрения. Конечно, школа основательная необходима, но, обучая, надо каждому спортсмену дать право и на «произвольную программу».
Однажды летом 1956 года я получила письмо от маститого мастера Василия Николаевича Панова, одаренного шахматиста и шахматного литератора, человека резкого, язвительного, не очень-то склонного к комплиментам. С одобрением отозвавшись о некоторых моих партиях, которые понравились ему свежестью, тактической остротой, он дал мне совет, которому я всегда стремлюсь следовать: «Прежде всего старайся сохранить свою индивидуальность, свое творческое «я»; не приспосабливай его к схемам и советам, а, наоборот, схемы и советы приспосабливай к нему».
Милунка Лазаревич спокойно ходила по сцене, с любопытством поглядывая на чужие партии, а я застыла над доской. Был большой соблазн улизнуть в эндшпиль без пешки (хотя, честно говоря, спасти пол-очка и в этом случае было бы очень трудно), но вся моя душа восставала против этого. Да потом и позиция подсказывала именно такое решение, тем более что вместо того, чтобы вести нелегкую защиту, я переключалась на столь желанную моему сердцу атаку.
Итак, отдав пешку, я затем отдаю еще и ладью за слона. Мосты сожжены, ничьей в этой партии скорее всего уже не будет. Как мне потом рассказывал Шишов, все тренеры участниц турнира — гроссмейстеры Болеславский и Бондаревский, мастера Константинопольский, Макогонов, венгр Силади, югославы Чирич, Минич и другие — следили теперь за нашей партией — и уже не только потому, что это была встреча лидеров: сама позиция вызывала у них острейший интерес.
Между тем положение на доске становилось все более тревожным. Инициатива пока еще по-прежнему оставалась у белых, и Милунка считала, по-видимому, что развязка близка. Во всяком случае, она отказалась от возможности завершить поединок вничью с помощью вечного шаха.
Я по-прежнему подолгу задумывалась над каждым ходом, а Милунка по-прежнему гуляла в это время по сцене. Был момент, когда моя противница была очень близка к триумфу. Не оставшись в долгу, Милунка тоже предложила мне в жертву целых две фигуры, причем одну из них, слона, я взяла с шахом и уже записала ход, которым должна была снять с доски и белого коня, оставаясь с материальным преимуществом. Я собиралась было протянуть руку к коню, но что-то заставило меня еще раз обдумать шаг, который должен был стать роковым для Милунки... или для меня самой.
Я впилась взглядом в доску и вдруг поняла все: белые в этом случае наносили красивый тактический удар, и мой несчастный король получал мат, причем даже двумя способами! Милунка была в своей стихии... Я зачеркнула записанный ход и стала лихорадочно искать выход из создавшегося положения.
Суть позиции заключалась в том, что главным, решающим фактором был не материальный перевес, которого могла добиться та или другая сторона, а то, что в шахматах принято называть темпом. Выигрывала та из нас, кто быстрее, стремительнее нападала на неприятельского короля. В этот момент все зависело только от судьбы королей: такие «мелочи», как лишняя фигура, решающего значения не имели. Поняв, а может быть, скорее почувствовав это, я нашла оригинальный план с уводом моего короля из опасной зоны с одновременным подключением его к остальным силам, которые плели матовую сеть вокруг белого короля. Если хотите, это было прозрение, которое приносит шахматистам наивысшую творческую радость.
Как рассказывал потом Шишов, Бондаревский в этот момент взял его под руку и почти силой увел моего разволновавшегося тренера в буфет. Гроссмейстер уже нашел опровержение замысла белых и, помешивая кофе и смеясь, сказал Шишову: «Если Нона пойдет королем на е7, ей можно сразу дать звание кандидата в мастера». Не очень-то Бондаревский расщедрился, между нами говоря, потому что ход этот найти было не так-то просто, особенно в той нервозной обстановке.
Ход этот, особенно в связи с последующими, был парадоксален: уходя от одной опасности, король двигался навстречу другой, ибо он сделал один, а затем: еще два шага вперед, навстречу неприятельским силам. Очень редко случается, чтобы в середине игры король, наиболее уязвимая фигура, которую шахматисты обычно прячут в самое укромное место, вдруг принял активное участие в наступлении. Между тем было именно так — черный король помогал своим фигурам завершить окружение неприятельского короля.
Кстати сказать, после второго хода королем Бондаревский признал свой «промах»: «Нет, знаете ли, я ошибся, Ноне сразу можно дать звание мастера». А после того как король осмелился еще продвинуться вперед, Силади, по словам Шишова, воскликнул: «Да ведь это гроссмейстерская игра!» Это уже был явный перебор, редкое у мужчин-шахматистов джентльменство по отношению к игре женщин, но факт остается фактом — три хода моего короля произвели даже на знатоков бесспорное впечатление.
Как я теперь понимаю, в этот мой звездный час, когда ситуация требовала тактической прозорливости, самобытности мышления и редкого для моего эмоционального пола хладнокровия, с особенной отчетливостью выразило себя в трех ходах королем влияние, которое оказывали на меня два моих учителя. Карселадзе всячески старался развить обнаружившиеся у меня тактические задатки, именно в этом видел он мою шахматную изюминку, считая, что овладевать позиционным мастерством можно, в отличие от тактического, всю жизнь. Мудрый и осторожный Шишов всегда напоминал мне о том, что надо семь раз отмерить. Именно отмеряя седьмой раз, я почуяла скрытую опасность, именно комбинационное зрение позволило мне эту опасность разглядеть.
Между тем, Милунка, для которой марш черного короля был полной неожиданностью, перестала гулять по сцене. Судя по ее побледневшему лицу и взволнованно заблестевшим глазам, она испытывала растерянность. Возле нее выросла куча окурков, она пила одну чашечку кофе за другой, но я поняла, что нить игры моя противница потеряла. Может быть, позиция белых была еще боеспособна, но перемена ролей подействовала на Милунку ошеломляюще.
Надо сказать, что решительная перемена обстановки, когда преследователь вдруг замечает, что неожиданно стал преследуемым, всегда вызывает шоковое состояние даже и у мужчин. Удивительно ли, что соперница, не любящая к тому же обороняться, растерялась. Об этом лучше всего свидетельствовало, что Милунка, не найдя лучших ходов, полностью уступила мне инициативу, после чего контрнаступление черных стало неотразимым. Заключительную позицию анализировали многие шахматисты, но, насколько могу судить, так никто и не нашел благополучного решения стоящих перед белыми проблем.
Почему я так подробно рассказываю именно об этой партии? Не только потому, что она для меня, что называется, самая-самая. И не потому, что после нее меня стали всерьез считать фавориткой турнира претенденток (а до того я ходила среди «темных лошадок») и начали мучить любители автографов.
Я хотела рассказом об этой партии еще и показать, что вопреки давней (и давно устаревшей!) репутации женских шахмат у нас, на «женской половине», случаются столь же драматичные, столь же волнующие события, что и у мужчин.
Да, в спортивном смысле мы пока уступаем сильному полу, на то есть свои причины, и я об этом еще поговорю, но во всех остальных аспектах шахматная борьба среди женщин мало чем уступает столь волнующей миллионы болельщиков шахматной борьбе среди мужчин. И у нас есть свои драмы и трагедии, и у нас есть неудачницы, которым фатально не везет в достижении их заветных мечтаний, и у нас есть роковые ошибки, ведущие к непоправимым последствиям.
Перейти к 3-й главе "Правила игры"